Таджикский БЭФ
В сентябре каждый иркутский таджик узнал, что такое БЭФ.
Впрочем, особой заслуги областных властей в этом факте нет, да и вряд ли гордые азиатские мужчины способны правильно расшифровать эту аббревиатуру. Дело в другом.
Все без исключения азиаты-иммигранты, прибывшие, наподобие дружин Стеньки Разина, в Сибирь за лучшей долей, были ангажированы на черные работы по видоизменению Иркутска к началу экономического форума. На весь август-сентябрь замерло строительство коттеджей, высотных зданий и других объектов, на которых традиционно использовалась иммигрантская дешевая рабочая сила. Таджики, туркмены, киргизы, у себя на родине порой не знавшие другого орудия труда, кроме примитивной мотыги, занимаются укладкой тротуарной плитки, штукатуркой, ремонтом заборов по всему Иркутску - вернее, простите, по тем улицам, по которым будут возить высоких гостей форума.
Иркутск теперь стал очень напоминать столицу коммунистической Северной Кореи. В ней, как известно, дома в центральной части города повернуты красивыми фасадами к дороге и стоят сплошной стеной. Внутрь квартала можно попасть лишь через узкие калитки, и то, что внутри кварталов - иностранцам не показывается никогда. Так как там стоят десятилетиями не ремонтируемые лачуги.
В Иркутске тоже ремонтируются только фасады. Ремонтируются наспех, кое-как - лишь бы сошло до конца сентября. Лишь бы пустить пыль в глаза и показать, что праведное негодование президента, которому Владислав Сурков грамотно "стукнул" о бардаке, царящем на улицах Иркутска, было принято к сведению.
Количество денег, реально потраченных на ремонт иркутских улиц к экономическому форуму, поражает компетентных людей, имеющих доступ к этим цифрам. Схема работы по ремонту города проста и в принципе не представляет собой что-то исключительное. Городской администрации поставлена задача сделать косметический ремонт, на что выделена приличная сумма денег. Очень приличная - добавили бы те самые компетентные люди. Откуда взялась эта сумма - городской администрации по большому счету все равно, так как город, пятнадцать лет сидевший на мизерных дотациях, рад любой поступившей в кошелек денежке. А задуматься стоило бы.
Дело в том, что деньгам в городском бюджете взяться неоткуда. Единственное место, откуда они могут поступить - это из областного бюджета, в котором тоже особых излишков нет. Поэтому администрация, не мудрствуя лукаво, совершила некий "межрайонный трансферт", перераспределив деньги из других областей в Иркутск. Фактически оставив тем самым без тепла и горючего все северные территории региона.
Движение это совершено достаточно грамотно - до какого-нибудь Усть-Кута далеко, и никто из гостей БЭФа там никогда не появится. С возникающими же проблемами администрация, видимо, будет разбираться по мере их возникновения - как всегда, в авральном режиме.
Впрочем, городу Иркутску деньги впрок не пошли. Согласно схеме работы, городская администрация нашла подрядчика, который взялся в срок и качественно (это важно) освоить требуемые суммы. Мы не будем называть этого подрядчика - скажем лишь, что эта организация когда-то сделала себе и своему основателю имя за счет высокого качества работ, а вот сейчас имеет все шансы это имя потерять. Потому что качество работ - ниже какой-либо возможной критики.
Криво-косо покрашенные фасады, возможно, еще простоят пару лет, хотя на некоторых из них краска начинает облетать уже сейчас, при первом же дожде. А вот пресловутая тротуарная плитка положена со всеми возможными нарушениями технологии. Да и сложно было бы представить отсутствие таких нарушений, глядя, с какой скоростью производится укладка и, главное - кто ее делает. Создается ощущение, что только один из десяти работающих на укладке таджиков вообще держал в руках мастерок и видел в глаза плитку. Подрядчик, экономя на зарплате, подкладывает колоссальную "свинью" всему городу - так как уже сейчас, накануне БЭФа, свежеуложенная плитка норовит зацепить каблук-шпильку, качается под ногами и вылезает из своих гнезд. Через пару месяцев ее сначала подмоет дождем, а потом все это чудо современных технологий замерзнет и встанет недочищенной чешуей.
Ремонт дорожного покрытия сделан хотя и привычным асфальтом, но не менее безалаберно. В спешке горе-строители даже заасфальтировали несколько колодцев, так что теперь городскую администрацию ждет веселая работа по выяснению того, где же были эти люки и как их теперь выковыривать.
Самое печальное во всем этом - то, что работа сделана, деньги потрачены, и других денег на ремонт этого же самого тротуара уже не будет. По крайней мере до следующего БЭФа.
Странным является и отсутствие какой-либо реакции компетентных органов, занимающихся надзором за незаконной иммиграцией. Ни к одному из работающих на улицах азиатов ни разу не подошли с проверкой даже паспорта, не говоря уже о законности его пребывания в Иркутске. Нет никакого сомнения, однако, что проверяющие лица тут же появятся на своих рабочих местах сразу после окончания БЭФ - если не с его началом. В принципе, с точки зрения повальной толерантности в таком поведении нет ничего криминального - если бы оно не являлось отображением идеологии двойных стандартов, которые с удачной подачи кремлевской администрации были переняты администрацией областной.
Зачастую, однако, такая идеология превращается в банальный фарс. Будучи не в силах уже много лет принять приемлемое решение по историческому деревянному центру Иркутска, администрация всех уровней не нашла ничего лучшего, как заделать свежими деревянными заборами все, что возможно - прямо поверх старых заборов, исторических домов, туалетов марки "сортир" и прочих иркутских достопримечательностей. Выглядит это, мягко говоря, странно - хотя, вероятно, для восприятия из окна мчащегося "мерседеса" и сойдет.
Печально, однако, что гордые сибиряки не нашли для себя лучшего применения, чем расшаркиваться перед заезжими московскими чиновниками. Такое низкопоклонство, более-менее простительное для челябинских гостей, для коренных сибиряков должно быть неприемлемо. Особенно учитывая, сколько денег Сибирь отдает в Кремль и сколько оттуда получает...