Друг врага моего
Россияне души не чают в собаках, но при этом люто ненавидят собаководов.
Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) представил свежие данные об отношении наших сограждан к собакам. В симпатиях к ним признались более 70% участников опроса, терпеть их не могут всего лишь 8%. Однако, нежно любя дворняжек, жители России равнодушны к участи бездомных животных и все больше претензий предъявляют к породистым псам. Но сильнее всего россияне ненавидят, как выяснилось, владельцев собак. И, похоже, не без оснований.
Как выяснили социологи ФОМ, по степени распространенности собака в России – второе после кошки домашнее животное. Кошек держат 54% участников опроса, собак – 41%, при этом фактор места жительства в случае с кошками не оказывает столь сильного влияния, как в случае собаки: меньше всего собаководов в мегаполисах (11%), больше всего – на селе (70%).
Никуда не денешься: для половины россиян главная причина приобретения собаки – не обрести в ее лице (не в «морде» же!) друга, а обеспечить личную безопасность и охрану имущества. Собака-сторож, собака-«секьюрити», собака-«звонок», лаем предупреждающая о приближении постороннего, – она и в XXI веке собака.
Собственно, любовь к братьям меньшим движут чувствами 30%. Большинство россиян отдают предпочтения «двортерьерам» (58% от числа всех владельцев). Любопытно, что подобрали дворняжек на улицах лишь 2%. К сторожевым отнесли свою собаку 16%, к служебным – 9%. Охотничьи и декоративные породы назвали 6% опрошенных, бойцовые, о которых идет в последнее время столько споров, – 2%, пастушьи – 1%.
В целом картина вполне благостная. Неприкрытых садистов, ратующих за отстрел бродячих собак, у нас не так уж много. Но растет число категорически не согласных с тем, что собака бывает кусачей только от жизни собачьей. Чужие четвероногие друзья, по данным ФОМ, доставляют неудобства почти половине россиян (а точнее – 48%). Чаще всего респонденты говорят о реальном или потенциальном проявлении собачьей агрессии: 11% указывают на случаи, когда им и их близким пришлось пострадать от укусов собак или грозило их нападение. Растиражированные СМИ кошмарные истории о кровожадных бойцовых псах произвели впечатление на 5% опрошенных. В числе других претензий двуногих к четвероногим – лай, вой и тявканье (13%) и экскременты на улицах (11%). И здесь любовь к друзьям человека перерождается в ненависть к людям, содержащим собак.
Некоторые из них и впрямь ведут себя дико. На прошлой неделе получила громкую огласку история, произошедшая в Красноярском крае. Жительница Зеленогорска на протяжении нескольких лет выгуливала своего доберман-пинчера в собственной квартире, в многоэтажном доме, изредка выпуская его на балкон. Соседи, отчаявшись решить проблему путем душеспасительных бесед со старушкой и вызова СЭС для очередной травли блох, весело прыгавших с балкона на балкон, обратились к участковому. По его словам, хотя пес бросился на него с порога, удалось рассмотреть, что в квартире местами сгнил паркет, а про жуткую вонь и говорить нечего. Против нерадивой хозяйки добермана возбужден судебный иск, поскольку ею нарушены требования закона о содержании животного в соответствии с его биологическими и ветеринарными особенностями.
В Новосибирске в прошлом году получил условный срок владелец питбультерьера, который «в шутку» натравливал своего питомца на других собак. Судом рассматривалось четыре таких эпизода. Тогда же в Иркутске было возбуждено уголовное дело против хозяина ротвейлера: собаковод выразил неприязнь к подвыпившему прохожему командой «Фас!». От полученных ран пострадавший умер. Экспертиза кинологов признала пятилетнего пса абсолютно здоровым, но хорошо обученным.
Минувшим летом в столице и Подмосковье были зафиксированы несколько нападений бойцовых собак уже не на посторонних, а на собственных хозяев. «НИ» подробно рассказывали о трагедии, разразившейся 16 августа в городе Железнодорожный, где от укусов американского стаффордширского терьера погибла годовалая девочка. Предстоящей осенью Мосгордума рассмотрит в последнем чтении законопроект «О содержании домашних животных в Москве», который приравняет бойцовых и сторожевых собак к оружию, как это сделано, например, в Германии. Предложение о том, что владельцы собак бойцовых, служебных, пастушьих, охотничьих, а также комнатно-декоративных пород обязаны проходить с питомцами курсы дрессировки с выдачей соответствующего свидетельства, внес депутат Вологодской думы Игорь Литвинов. Свое предложение г-н Литвинов аргументировал тем, что собаки этих пород «опасны для общества».
Проблема есть. Но как увязать ее решение с любовью – чтобы собаки не расплачивались за грехи владельцев? Ни для кого ведь не секрет, что собаководы стали в России отдельным, живущим по своим особым законам общественным слоем.
Как это ни странно, с большим подозрением к ним относятся даже зоозащитники. «Если бы я был участником опроса ФОМ, – признался «НИ» заместитель председателя Российского общества охраны животных «Фауна» Илья Блувштейн, – я поддержал бы большинство и негативно отозвался о собаководческих клубах и частных заводчиках. Только из-за них до сих пор не принят общероссийский закон о защите животных. Кроме бесконечных вязок, выставок и продаж щенков, их ничего не интересует. Их деятельность поставлена сегодня в нашей стране исключительно на коммерческие рельсы. Даже если подберешь на улице «клубную» собаку и попытаешься ее вернуть в клуб, от нее там откажутся. Родословная потеряна, соответственно, для вязки она не годится, а, значит, клубу не нужна».
Негативное отношение к собаководам обусловлено и растущим количеством случаев жестокого обращения с животными. Г-н Блувштейн отметил, что сейчас в их организацию такие жалобы приходят ежедневно. «Беда нашего времени в том, что животных стали покупать на потеху, – добавил г-н Блувштейн. – Буквально перед вашим звонком нам поступило сообщение о собаке, которой в пасть засунули петарду».
Владельцы собак сами говорят, что отношение к животным за последние несколько лет сильно изменилось. И не к лучшему.
«Я тоже согласилась бы с результатами соцопроса, – призналась «НИ» Лана Точилкина, собаковод со стажем. – Сейчас у нас собак держат все кому не лень, не задумываясь о том, что у животного, как и у человека, есть судьба, но только от владельца зависит, счастливо или несчастливо она сложится. Друг человека стал товаром – таким же признаком пресловутой «крутизны», как особняк или дорогая иномарка. Подделывают родословные, не придерживаются никаких правил содержания породы». Г-жа Точилкина отметила, что хозяева элитных пород все чаще демонстрируют жестокость, по сравнению с которой меркнут все облавы на бродячих. Чего стоят операции на голосовых связках, чтобы собака не беспокоила владельцев лаем, – а что это за собака, если она даже лаять не может? Животных выбрасывают на улицу из-за того, что они перестали вписываться в новый интерьер. Неудивительно, что армия бродячих собак, несмотря на постоянный отлов и стерилизацию, не уменьшается. Бездомная собака по определению та, у которой когда-то был (или мог быть) свой дом.
Ветеринарные врачи всерьез опасаются за санитарно-эпидемиологическую обстановку в мегаполисах. По словам начальника противоэпизоотического отдела Объединенной ветеринарной службы Москвы Сергея Филатова, в течение последних пяти лет популяция бездомных собак в столице не изменяется, держась в пределах 30 тысяч. «Сократить численность бродячих животных можно только путем размещения их в приюты, на худой конец – стерилизацией, – считает г-н Филатов. – Год назад планировалось внедрить всем собакам микрочипы с целью контроля над их популяцией. Но, посчитав, сколько денег на это потребуется, сроки внедрения новшества решили отложить: один чип стоит 2,5 доллара. Конечно, бродячих собак в наших больших городах слишком много и санитарная обстановка оставляет желать лучшего. В этом году в Москве впервые зарегистрированы случаи бешенства, чего раньше никогда не отмечалось. А что нас ждет завтра – страшно подумать».
Прирученные, но преданные – всегда мстят. Ясно, что виноваты во всем этом не собаки – люди. Но им отчего-то не приходит в голову признать: в мире, где стремительно меняются условия их собственной жизни, должны выстраиваться и принципиально другие отношения с четвероногими. В конце концов крайними в каждой ситуации все равно окажемся мы.