Смятенье душ чиновных
Российский служивый люд Путину не верит. Путину, наверное, обидно. Уж столько он сделал для наших чиновников, сколько до него, пожалуй, что и никто.
Зарплаты постоянно индексируются, взятки брать никто не мешает, никакого контроля над деятельностью. Хочешь, этот бизнес лоббируй, хочешь – другой. А то, что с мигалками, похоже, придется расстаться, так это, скорее всего, временные неудобства. Чего-нибудь они там, в ГИБДД сами придумают, чтобы отличать «особую» машину от всех остальных. Словом, у президента есть, кажется, все основания, чтобы рассчитывать на доверие со стороны многомиллионной армии своих подчиненных. И, тем не менее, вся эта армия ему не верит.
Много раз президент России говорил, что не собирается после 2008 года оставаться у власти, а эти только ухмыляются в кулачок. Дескать, рассказывайте, дяденька, рассказывайте. На минувшей неделе это оскорбительное отношение к главе российского государства наиболее отчетливо выразилось в поведении ЦИКа.
Собственно говоря, мало кто сомневался в том, что вешняковское учреждение «закопает» инициативу северных осетин, которые собрались проводить всенародный референдум по поводу третьего срока Владимира Путина. Впрочем, «закопает» в данном случае – не вполне точный термин. ЦИК эту инициативу лишь слегка присыпал землей, чтобы в любой момент можно было ее извлечь, очистить от налипшей грязи и во всей красе предъявить родному народонаселению.
Итак, почему же, по мнению главного нашего арбитра по разным волеизъявительным делам, нельзя проводить данный референдум? У юридически подкованного гражданина этот вопрос не вызывает никаких сложностей. Потому что в Законе прямо говорится, что, если вопрос, предлагаемый плебисцитом, входит в противоречие с Конституцией страны, то такой плебисцит проводить воспрещается. В Конституции ясно сказано, что одно и то же лицо больше двух сроков подряд….ну и т.д. Кажется, чего тут долго мучиться над ответом. Так вот, если кто-то думает, что ЦИК отказал инициаторам референдума на этом бесспорном основании, он сильно заблуждается.
Кавказская общественность предлагала для всенародного обсуждения следующий вопрос: «Согласны ли вы с тем, что одно и то же лицо не может занимать должность президента РФ более двух сроков подряд?». Понятно, что если бы большинство ответили «да, согласны», то тогда — до свидания, Владимир Владимирович. Очевидно, что инициаторы рассчитывали (и явно не безосновательно) на отрицательный ответ. Но в том-то и дело, что по Закону о референдуме, если большинство граждан отрицательно отвечает на поставленный вопрос, опрос этот не может иметь никаких юридических последствий. То есть его как бы и не было вовсе. Вот основываясь на всей этой правовой казуистике, ЦИК и отказал осетинским поборникам третьего путинского срока.
Спрашивается, чего было идти таким сложным путем? Так ровно поэтому. Потому что в глубине души Александр Вешняков не верит, что Владимир Путин действительно не собирается продлевать свои властные полномочия и на всякий случай оставляет президенту данную опцию – заручиться поддержкой большинства населения. ЦИК же не сказал, что референдум по этому вопросу нельзя проводить в принципе. ЦИК просто сказал, что вопрос был не правильно сформулирован.