Подъезд-галерея
Подъезды в доме на Желябова, 3, за гостиницей "Ангара", необычные — просторные, с расходящимися, как в старинном замке, лестницами, с богатой акустикой и широкими подоконниками, но с одним существенным недостатком: они были очень запущенные.
Любители мрачного индастриала не раз приходили сюда пофотографировать живописные развалины. Теперь фотосессии там станут устраивать в десять раз чаще — в одном из таких подъездов открылась своеобразная галерея современного искусства.
Как все начиналось
О музее в естественной бытовой среде рассказывают его создатели — члены творческого объединения художников "Ноосфера" Андрей Жилин и Ксения Вдовина.
Как рассказал Андрей Жилин, автором проекта является жительница дома Бочарова Галина Ивановна. Художники познакомились с ней, когда им вручали гранты в администрации Иркутска. Был конкурс общественно полезных проектов по местному самоуправлению и культурному благоустройству. Проект "Ноосферы" назывался "Бесплатная изостудия для творческой молодежи Свердловского округа". А Галина Ивановна разработала проект по оформлению подъезда своего дома и попросила художников помочь в его реализации.
Таким образом, для студентов, молодых художников изостудии, этот подъезд стал первой практикой.
— Они работали с огромным энтузиазмом с утра до вечера. Приходилось даже их выгонять — отбирать краски, кисточки, чтобы не задерживались допоздна, — признается Андрей Жилин
Ксения Вдовина говорит, что сначала думала, предстоит работать в обычном маленьком подъезде.
— Зашла, а там как в старом замке... Мне понравилось. Место вообще красивое: и перила, и расхождение на две лестницы, и то, что пространство большое — есть чем заняться.
Тем не менее когда мастера пришли на место, то ужаснулись и с каждым днем впадали во все больший страх: как мы будем здесь работать? Настолько подъезд был запущенный. Но, как говорят, глаза боятся, а руки делают.
В основном над росписью подъезда работали студенты — молодые люди от 14 до 30 лет из Свердловского округа.
Как придумывали концепцию арт-подъезда?
Андрей Жилин рассказал, что сначала им предлагали нарисовать здесь природу: ромашки, лютики, пейзажи. Но это была бы обыкновенная халтура, подобная тому, "когда спившиеся художники берут несколько ведер краски, валики и за одну ночь малюют свои "шедевры". Есть подъезды, где жители цветочками свой этаж разрисовывают. А вот такой подъезд, выполненный в модернистском стиле, — уникальное явление, потому что профессиональные художники за это, как правило, не берутся — такая работа достаточно дорогостоящая.
Работа шла очень трудно. Вдруг оказалось, что в Иркутске по безналичному расчету очень сложно купить стройматериалы: краску, замазку. Одна фирма приняла заказ, а с его выполнением затянула — время шло, теплые дни уходили. В итоге работать пришлось в холод, как раз в начале сентября, когда шел снег.
Специальных эскизов не было. Вся работа строилась на экспромте. Уже в процессе появлялись какие-то образы.
— Задача была в том, чтобы не просто полоски нарисовать или квадратики, а чтобы зацепить человека, чтобы он посмотрел и, может, у него мир внутри перевернулся бы. Мы использовали различные символы и знаки: равноденствие, египетский глаз, восточный ин-янь, — говорит Андрей.
Даже кусочек сибирской тайги в подоконнике присутствует, и, когда на этот фрагмент падает солнечный луч, все начинает гореть, светиться. Нотки на откосах окон — это лирическая тема, осенний вальс. Ведь работать художникам пришлось осенью.
Ходят как в музей
Как же реагировали жильцы на такие изменения в облике своего подъезда?
— Когда всю жизнь живешь в сарае или в конюшне, а потом к тебе приходит художник и делает из этого нечто, то первая реакция, конечно, шок. И вначале были возмущения у некоторых: "Вы что! Изуродовали нам подъезд", — вспоминает Андрей Жилин. — А теперь, приходя после работы в своей подъезд, люди подолгу все рассматривают, как в музее. Из соседних подъездов и домов люди стали ходить!