Нелегальные граждане России
Острые дискуссии вокруг миграции в Россию, развернувшиеся в последнее время, стали постепенно приближаться к одному очень важному для нашей страны вопросу. Он существует давно, но был в такой глубокой тени, что даже как-то четко сформулировать его не сразу получится. Могу предложить формулировку «нелегальные граждане России».
В стране живет достаточно большое количество граждан России, которые формально имеют признаки гражданства и обладают даже удостоверяющим документом - паспортом. Но по ряду причин эти граждане не могут пользоваться своими гражданскими правами: избирательным правом, правом на труд, правом на собственность и так далее.
Это многостороннее явление, которое формировалось несколько десятилетий, и еще предстоит сделать его детальный анализ. Однако главный вклад в формирование слоя «нелегальных граждан» внесла система прописки, позже переименованная в регистрацию.
Институт прописки появился в СССР в 1934 году, вместе с паспортной системой. Первоначально, она ставила перед собой цель ограничить приток крестьян в города. Если в 1933 году количество осевших в городе крестьян было около 1,5 млн. человек, то в 1934 году оно составило около 0,7 млн. человек. Правда, в 1935 году все вернулось к прежнему положению, и в городе остались еще 1,2 млн. крестьян. В СССР прописка существовала как средство прикрепления рабочей силы к предприятиям и ограничения мобильности населения. Со временем к прописке было привязано все социальные блага, все гражданские права и обязанности и даже торговля. В 1989-1990 году в ряде городов товары повышенного спроса продавали при предъявлении паспорта с пропиской.
В 1992 году постановлением Конституционного суда России прописка была признана не соответствующей Конституции России (статья 27, устанавливающая право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства). Было принято несколько законов (Федеральный закон № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»), решений Конституционного суда (признание неконституционным временной регистрации в 1999 году). Но пока что регистрация и все связанные с ней проблемы остаются и служат предметом беспрестанного интереса правозащитных организаций. Они выдержали тяжелую борьбу за смягчение внутреннего режима в России.
Но теперь о сути проблемы. Поскольку все гражданские права и обязанности в России жестко привязаны к месту жительства, зафиксированного паспортно-визовой службой, то часто складывается ситуация, когда при перемене места жительства гражданин фактически теряет все гражданские права.
Например, при переезде в другой город на работу, на учебу гражданин временно выпадает из правового поля. Или он должен сниматься с прежнего места учета и регистрироваться по новому месту жительства (что требует немалого времени, стойкости и нередко длительных поездок), либо де-факто не иметь гражданских прав.
Наиболее ярко это видно на примере налогов. Каждый гражданин России должен иметь индивидуальный налоговый номер – ИНН. Но его не выдают автоматически, и каждому гражданину приходится обращаться за ним в налоговый орган… правильно, по месту жительства. Хорошо, если место пребывания и жительства совпадают. Но что делать тем, кто уехал с Камчатки в Москву до того, как получил ИНН? Лететь на Камчатку за бумажкой, чтобы заплатить налоги? Кажется, это положение уже выглядит полным абсурдом, потому что если государство заинтересовано в налогах, то должно облегчать гражданам процедуру платежей.
Аналогичное положение с другими документами, вроде страхового полиса, пенсионного удостоверения. Все они, по идее, действуют одинаково на всей территории России, но на деле получить и использовать их можно только по месту жительства, или регистрации, если точнее. В чем тогда состоит смысл введения этих документов? Тут определенно надо что-то выбирать: или сохранять архаичную советскую систему регистрации по месту жительства, или переходить к документам, которые можно получить и использовать в любой точке России.
Еще более ярко проступает абсурдность положения во временной регистрации. Несмотря на решение Конституционного суда, по-прежнему в большом ходу временная регистрация на три или шесть месяцев. Но стоит указать на тот факт, что пока с регистрацией связаны гражданские права, то временная регистрация равносильна временному гражданству. Когда человеку выписывают листок временной регистрации, это означает, что его гражданство де-факто ограничено сроком этой временной регистрации. После истечения этого срока человек пополняет ряды «нелегальных граждан». Это не просто антиконституционно. Такое временное гражданство - это грубейшее попрание Конституции России.
Здесь стоит отметить несколько моментов. Во-первых, проблема регистрации и вытекающего из него «нелегального гражданства» не является проблемой юридической, а политической. Сейчас, по некоторым оценкам, в России насчитывается порядка 7 млн. человек, которых можно отнести к «нелегальным гражданам». Это уже 5% населения страны. Эти «нелегальные граждане» не могут принять участие в выборах президента, Госдумы или в референдумах. Соответственно, они не могут выставить свою кандидатуру. Эти люди, отрезанные от участия в принятии политических решений, могут примкнуть к радикалам и начать голосовать с помощью автомата Калашникова.
Во-вторых, «нелегальное гражданство» - это эрозия института гражданства России в целом. Если фактически его можно потерять столь легко, всего лишь переездом в другой город, то гражданство в целом теряет ценность. Вместе с ним теряют ценность и значимость для «нелегального гражданина» законы и правопорядок. Это вытекает из того простого соображения, что стоит ли соблюдать законы, если невозможно реализовать самые базовые гражданские права. Разумеется, защищать и поддерживать свою страну такой «нелегальный гражданин» совсем не горит желанием.
В-третьих, крайности регистрации и существование «нелегального гражданства» влечет за собой дробление общего правового пространства России на региональные фрагменты. Ряд регионов (в числе наиболее ярких примеров – Москва и Московская область) стали устанавливать особые правила регистрации и отправления гражданских прав. А это уже фактическая подготовка к раздроблению России на части. Достаточно ослабления центральной власти, чтобы развал России, подготовленный такими безобидными на первый взгляд введениями, состоялся.
С обозначенной точки зрения, напряженная борьба правозащитников за смягчение режима регистрации, в особенности в 2001-2005 годах, является борьбой за институт гражданства России, за единство правового поля и целостность страны. Им удалось достичь невероятного результата: при огромном количестве «нелегальных граждан» и при повсеместном нарушении Конституции России, удалось удержать институт гражданства от обрушения.
Решение этого вопроса должно быть кардинальным, если оно рассчитывает на успех. Во-первых, полное и повсеместное упразднение регистрации, временной или постоянной. Гражданство России не должно ни в какой мере умаляться и ограничиваться. Кроме того, адрес гражданину нужен только для получения официальной почты.
Во-вторых, должна быть создана система выдачи документов гражданину России в любой точке страны по необходимости. Для этого необходимо лишь создание единой базы данных, и для этого уже существует программа «Электронное правительство России».
В-третьих, при выдаче паспорта должен выдаваться пакет документов, с помощью которых гражданин России может отправлять все свои гражданские права. Это удостоверение налогоплательщика, избирательное удостоверение, пенсионное удостоверение, страховое удостоверение и так далее. Они действительны на всей территории России, от Калининграда до Анадыря. Выдаются и обновляются в случае потери или повреждения также в любой точке России.
«Нелегальное гражданство» - это проблема политическая. Все проблемы укрепления государства и охраны его территориальной целостности, так или иначе, упираются в укрепление института гражданства. В случае его эрозии ничто не сможет удержать Россию от распада.