Встреча несостоявшихся "господ Рейха"
Около 40 человек, которые в детском возрасте были отобраны нацистским режимом с целью создания высшей арийской расы, впервые открыто встретились в субботу в немецком городе Вернигероде.
Гитлеровский проект назывался Lebensborn, или "Источник жизни"; его целью была селекция новой породы людей, которые идеально подходили бы под нацистские критерии и могли бы управлять будущей империей.
В рамках этой программы тысячи детей - зачастую незаконнорожденных - переселяли в семьи убежденных нацистов, в частности, офицеров СС. Их отбирали по признакам, которые считались истинно арийскими: светлые волосы, голубые глаза, бледная кожа.
Изнанка нацизма
Программа Lebensborn, указывают историки, была в своем роде оборотной стороной расистских экспериментов, проводимых гитлеровской Германией.
Миллионы евреев, цыган и представителей других национальностей, считавшимися "нежелательными", уничтожались, однако их дети нередко подвергались процедуре выявления арийских качеств. Тех, кто проходил сито отбора, воспитывали в комфортабельных условиях вдали от мест, подвергавшихся бомбардировкам союзников, в семьях офицеров СС.
Когда в 1940 году Германия оккупировала соседние страны, солдат вермахта поощряли на поиски подходящих сексуальных партнерш. После этого были открыты 10 специальных родильных домов Lebensborn, в которых на свет появились тысячи младенцев.
Затем, в 1942-м, нацисты начали искать голубоглазых детей-блондинов и в других странах - в основном славянских - и отсылать их в "фатерлянд" для "германизации", а в последние дни Второй мировой уничтожили почти все документы, относившиеся к проекту.
Долгие годы эти люди стыдились обсуждать свое прошлое - и вот наконец вышли из вынужденного подполья.
"Что-то не так"
"Мы должны найти в себе силы рассказать нашу историю, пока мы еще живы", - уверена Виолетта Валленборн, мать которой была норвежской певицей, а отец - режиссером нацистского хора.
А Гизела Хайденрайх, дочь секретарши и офицера СС, появившаяся на свет в одном из норвежских роддомов Lebensborn, считает, что о своем прошлом ей и ее собратьям нужно рассказывать в школах. "Сегодняшние дети знают факты, их исторические знания очень хороши, но у них нет со всем этим никакой эмоциональной связи, - приводит ее слова информационное агентство Ассошиэйтед пресс. - История "Источника жизни" очень важна, потому что это история о семьях, матерях, отцах, детях - о том, с чем они могут себя ассоциировать".
Матиас Майсснер, возглавляющий ассоциацию под названием Lebensspuren, или "Следы жизни", говорит, что в Вернигероде они собрались, чтобы развеять миф о своем прошлом: "Цель состояла в том, чтобы вывести этих [бывших] детей на свет, подтолкнуть тех, кого затронули эти события, на поиски своих корней".
Собрание, по словам Майсснера, также призвано было продемонстрировать "миру, что клише о некоем конезаводе с голубоглазыми блондинами неверно".
"Штази" была против
Фолькеру Хайнике сейчас 66 лет. В 1942-м, когда ему было два года, его отобрали у украинских родителей и вырастили в богатой немецкой семье.
"У меня всегда внутри жило какое-то чувство, будто что-то не так, - говорит он. - Меня просто оторвали от матери. Если у человека нет матери или отца, нет корней, это беспокоит. Но теперь мне за 60, и у меня появилось время на то, чтобы поискать мои корни".
Раньше, в годы холодной войны, такие поиски были невозможны, указывает Ассошиэйтед пресс.
Ганс-Ульрих Веш, которому сейчас 64, родился в спецроддоме Lebensborn и вырос на территории, которая после войны стала социалистической ГДР.
Восточногерманская тайная полиция "Штази" не давала ему возможности найти родителей, настаивая на том, что даже если они и живы, то не захотят иметь с ним ничего общего. Только после падения Берлинский стены Веш сумел разыскать мать.
"Сердцем и душой я с матерью, - говорит он. - Она была очень, очень рада, когда мы нашли друг друга. Она ведь тоже очень страдала".