Немилые родителям... Ненужные стране?
Все чаще и чаще на улицах встречаются скитающиеся дети. По данным подразделения по делам несовершеннолетних Восточно-Сибирского Управления внутренних дел на транспорте (ПДН ВС УВДТ) только за первое полугодие текущего года было доставлено 9096 человек! По сути, это население небольшого городка!
После Великой Отечественной войны многие дети остались без родителей, кто-то стал беспризорником, но это последствия военных действий, репрессий и т.д., а безнадзорных детей, имеющих родителей, но праздно шатающихся, практически не было!
Сейчас же обстановка абсолютно противоположная: на территории Иркутской области за 1-е полугодие текущего года в органы внутренних дел на транспорте было доставлено 6428 подростков, из которых 1839 человек (28,6 %) за безнадзорность, и 96 человек (1,5 %) - за беспризорность.
Причиной разгула безнадзорности и беспризорности в 93% случаев - беспробудное пьянство родителей.
Недавно даже президент и правительство РФ заговорили о приоритетности профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних среди мер по совершенствованию деятельности ОВД, так как ни для кого не секрет, что зачастую безнадзорные детишки могут быть убийцами, ворами, насильниками!
Несмотря на то, что осознание власть имущими проблемы несовершеннолетних правонарушителей наконец-то произошло, к сожалению, больше никаких подвижек! Почему? Ответ прозаичнее вопроса.
Разве можно разместить почти 2000 детей, выявленных в ходе рейдов только в этом полугодии, в нескольких детских домах и школах-интернатах, находящихся на территории Иркутской области? Конечно, нет! Но новых специализированных учебно-воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, чьи родители должны быть лишены родительских прав, в ближайшее время не появится. Только по этой причине за 1-е полугодие текущего года из 9096 детей, доставленных в подразделения по делам несовершеннолетних на транспорте по всей Восточной Сибири, 8475 человек было возвращено родителям, которым они абсолютно не нужны! Выходит, что эти подразделения ловят безнадзорных детей, затем отпускают и снова ловят... Это похоже на попытку набрать воду в решето.
Даже среди множества подобных случаев, с которыми практически ежедневно сталкиваются работники ПДН на транспорте, им запомнился такой: однажды бежавшего через железнодорожные пути ребенка, который возвращался из школы домой, зарезало поездом. Придя к матери мальчика, работники транспортной милиции застали такую картину: на расстеленном прямо на полу матраце валялась пьяная женщина. После того как ей сообщили об ужасной трагедии, произошедшей с ее сыном, она заявила, что ей на это наплевать: "Одним ребенком больше, одним меньше! У меня их еще семеро осталось!"
В некоторых населенных пунктах Восточной Сибири, через которые проходит ВСЖД (Братск, Залари, Зяба, Тайшет, Зима, Тулун, Новая Игирма, Вихоревка, Слюдянка, Ангарск и Иркутск) существуют социальные приюты для детей и подростков. Но проблема в том, что они рассчитаны на прием и размещение нескольких десятков детей, а нуждающихся в сотни раз больше. Ежедневно "отлавливается" по 30 детей. И еще. Эти приюты лишь своего рода ночлежка для детей, которые не являются так называемыми "транзитниками", т.е. не местными. А что же делать с такими? Не редки случаи, когда перед ними просто закрывают двери в эти приюты.
Однажды в аэропорту города Иркутска женщина, жительница Якутии, возвращавшаяся из Краснодарского края вместе с тремя детьми домой, наливая одному из них горячий чай, по неосторожности сильно обожгла себя и ребенка. Оба они были доставлены в больницу. А инспектор по делам несовершеннолетних аэропорта Елена Корбан попыталась пристроить двух оставшихся детей до выздоровления их матери в один из приютов Иркутска. Но там перед ней даже не открыли дверь - дети-то не местные! По аналогичному сценарию сработали и органы социальной защиты Иркутска.
Как долго будет продолжаться этот негласный территориальный отбор? Почему ПДН на транспорте не могут получать квоту на размещение своих подопечных в приютах?
Нельзя не сказать и о бесправности последних, где дети едят, спят, греются, а потом свободно уходят скитаться дальше. Так как приюты не имеют никаких рычагов, чтобы пристроить куда-нибудь детей. Они лишь обязаны в 3-часовой срок доставлять безнадзорных детей их родителям. А если последние живут в Улан-Удэ, а ребенок пойман в Иркутске? Что тогда должен делать работник ПДН ВС УВД на транспорте? Сейчас серьезность и глобальность поднятой проблемы осознается без исключения всеми ветвями власти, от которых зависит ее решение. Но пора сделать и второй шаг.