Белковая горячка
Спикер Совета федерации и лидер «Справедливой России» Сергей Миронов нашел способ снять страну с нефтяной иглы. «Стратегическим ресурсом в подъеме экономики страны» должен стать кормовой белок.
В четверг в Совете федерации прошло очередное заседание совета по вопросам агропромышленного комплекса – его, как и саму верхнюю палату парламента, возглавляет Сергей Миронов, он же глава новой партии власти «Справедливая Россия». Тема заседания была сформулирована так: «Кормовой белок – стратегический ресурс в подъеме экономики страны». На встречу пришли законодатели и представители агрокомплекса.
На входе в зал расположились стенды «Кормопроизводство России. Системный подход» и «Многовариантные технологии создания пастбищ и сенокосов на неиспользуемой пашне». Рядом со стендами стояли любовно упакованные в полиэтилен пучки растений – судя по всему, этих самых кормов. Оказалось, что это соя и озимый сорт рапса «Северянин».
Со вступительным словом выступил Миронов. «Есть такая поговорка, которую часто повторяли крестьяне. Наверняка и сейчас повторяют: у коровы молоко на языке. Это значит, что качество молока, которое дает корова, зависит от того, что она ест. Летом луга. Зимой сенцо, – терпеливо объяснял Миронов представителям агрокомплекса. – Ну а в XXI веке мы говорим о сбалансированном питании».
Затем спикер сослался на данные некоего социологического опроса среди российского крестьянства. «Его проводили специальные службы. Этот опрос закрытый, но я вам приведу его данные», – заинтриговал собравшихся Миронов. Цифры, впрочем, трудно было назвать сенсационными: только 2% крестьян считают состояние российского сельского хозяйства хорошим, 18,8% удовлетворительным, а 62,2% – плохим.
Так Миронов плавно подвел разговор к теме собрания: в плохом состоянии сельское хозяйство потому, что у него «слабая кормовая база» и не хватает кормового белка. По сравнению с 90-ми крупного рогатого скота в России стало меньше в 2 раза, свиней в 3, а овец в 10. «Казалось бы, если количество скота уменьшилось, то кормов должно хватать», – рассуждал спикер. Однако, как выяснилось (возможно, в том же секретном опросе), «корма выросли только на 10,9%».
Дело в том, что «кормовая база» тоже сокращалась: в 1990 году под кормовые культуры засевали 43 млн га, а сейчас только 20,2 млн. «Как специально отметили мои помощники, это меньше, чем в 1943 году, в середине войны», – не стал приписывать себе чужую эрудированность Миронов.
«Ну а то, что в результате 1 млн тонн мяса ежегодно завозят из США, уже не удивляет», – продолжал анализировать ситуацию Миронов.
Он вывел вопрос на глобальный уровень, и его интерес к вопросу о кормовом белке стал понятен: «Ставится под вопрос национальная безопасность. Краник нам перекроют – что будем делать? Неужели опять талоны вводить?»
В этой связи Миронов предложил увеличить посевы кормовых культур и зачитал с листочка список приоритетов: «Соя, клевер, рапс – эти я знал. А вот экспо… экспарт… экспортцен…» – «Эспарцет», – подсказали из зала. – «Ну да, эспрацен. Но тут так напечатали. Видимо, решили, что эспарцет не звучит, написал экспортцен – подумали, что он к нам экспортируется».
Последовали выступления экспертов. Директор Всероссийского НИИ кормов Владимир Косолапов посетовал, что при запуске национального проекта «Агропромышленный комплекс» была «сразу допущена ошибка», когда его авторы забыли о кормовой базе: «Фермы строим, скот закупаем, а о кормовой базе забыли!» – сокрушался ученый.
Потом на трибуну поднялся президент соевого союза России Анатолий Устюжанин. Он долго расхваливал качества сои. «Соя – это наша традиционная культура, она пошла с амурской земли и распространилась по всему миру», – объявил лектор. Справедливости ради он отдал должное и другим кормовым культурам. Например, нут, сказал президент соевого союза, – «это чемпион по селену».
«Недаром древние перед спариванием скота кормили нутом. Тех, кто спаривался», – сделал еще один экскурс в историю Устюжанин. «Еще более удивительным растением» оказался амарант – в нем, рассказал Устюжанин, есть какое-то очень полезное вещество, которое есть только в жилах голубых акул.
«Америка ставит целью выращивать 7,5 млн тонн амаранта в год. А мы выращиваем только 15 тысяч тонн», – вернулся к соперничеству с США Устюжанин. А вообще, заметил он, «США производят 45% белка в мире».
Напоследок он прямо попросил денег: по его мнению, правительство должно дотировать производство семян сои хотя бы потому, что так делает Украина, выплачивая крестьянам 23 тысячи рублей за тонну семян. А правительство, по словам Устюжанина, отказывается под предлогом того, что соя и так высокорентабельный продукт.
Идея взять из бюджета денег собравшимся понравилась – они приняли рекомендацию Госдуме включить в проект закона «О сельскохозяйственном развитии» норму, по которой производителям будут оплачивать 30% затрат на покупку элитных семян кормовых культур. Правительству РФ рекомендовано разработать федеральную целевую программу «Кормовой белок» и дотировать сельхозпроизводителей сои и рапса из расчета 2 тысячи рублей за каждый новый засеянный гектар.