Марш на несогласных
Оппозиционный «Марш несогласных», который запретила мэрия Москвы, превратился в митинг на Триумфальной площади. Это не спасло его участников от большой драки с ОМОНом и отправки в отделения милиции нескольких десятков человек.
Московской мэрии удалось добиться своего и сорвать «Марш несогласных». Сторонники оппозиционной коалиции «Другая Россия» ограничились митингом на Триумфальной площади, который завершился массовыми задержаниями участников. С самого начала мероприятия стало очевидно, что провести мирную демонстрацию «Другой России» просто не дадут. Активистов движения «Оборона» задержали с утра в метро. В Тверской области милиционеры задержали целый автобус с оппозиционерами, направлявшийся в столицу из Санкт-Петербурга. Проверки документов, вызовы в милицию и задержания, по оценкам организаторов, отсекли от мероприятия несколько сотен человек. Ближе к полудню на Триумфальную площадь начали стягиваться манифестанты. Люди плотным кольцом окружали лидера РПР депутата Владимира Рыжкова, лидера НДС экс-премьера Михаила Касьянова, не давая политикам пройти к трибуне. Милиция к этому моменту уже успела плотным кольцом оцепить площадь. Вдоль всей Тверской улицы стояли грузовики с сотрудниками ОМОНа и бойцами внутренних войск, привезенными из близлежащих регионов. К началу митинга на площади было уже более двух тысяч человек, причем люди, несмотря на милицейские облавы, продолжали прибывать.
Над площадью все это время барражировал вертолет, заглушая выступающих. Еще до начала митинга стало ясно, что осуществить свой план организаторам марша не удастся.
Когда шествие было запрещено, представители оргкомитета заявили, что после митинга на Триумфальной площади они намерены переместиться на Театральную площадь, где в 13.00 должен был состояться митинг «Трудовой России» Виктора Анпилова, входящей в «Другую Россию». «Впервые на такое мероприятие собрались самые разные люди, – заявил, открывая митинг, лидер ОГФ Гарри Каспаров. – Это наша страна, но она должна быть другая». Вышедший к микрофону после Каспарова Эдуард Лимонов сообщил: «Народ полностью отстранен от управления государством. В Госдуме нет ни одного рабочего, ни одного фермера, сплошь чиновники». «Нас никто ни о чем не спрашивает, – пожаловался лидер НБП. – Мы скажем "нет" и Патрушеву, и великому инквизитору Устинову, и Вешнякову, и Зурабову: мы хотим, чтобы эти люди ушли в отставку».
В этот момент на крышу здания с противоположной стороны Тверской улицы поднялись несколько активистов прокремлевского молодежного движения «Россия молодая» и растянули баннер «Привет маршу политических валютных проституток». Вертолет снизил высоту и завис над юными сторонниками Владимира Путина.
«У меня такое впечатление, что этот вертолет сейчас грохнется», – пошутил Лимонов. Вертолет в итоге так и не упал, а по площади прокатилась новость о том, что задержан один из лидеров Народно-демократического союза Иван Стариков.
«Следующий год решающий для страны, – убеждал в это время с трибуны Михаил Касьянов. – До смены власти осталось 15 месяцев».
К тому времени стало понятно, что даже при большом желании выйти на Тверскую у митингующих не получится. К концу митинга милиционеры выстроились уже в несколько рядов, готовясь к возможному прорыву. В это время в колонне национал-большевиков началась давка: один из активистов, запалив файер, случайно поджег один из плакатов.
Колонна нацболов покидала площадь последней. Уходить организаторы решили в сторону Белорусского вокзала по 1-й Брестской улице. Дождавшись, когда большинство митингующих покинут площадь, нацболы двинулись к выходу, не сворачивая партийных флагов. ОМОН отреагировал оперативно, атаковав лимоновцев в самом начале Брестской.
ОМОНовцы били активистов, запихивая их в грузовики.
Задержав несколько десятков национал-большевиков, стражи порядка взялись и за «Авангард красной молодежи», отправив в городские ОВД около 40 представителей АКМ во главе с лидером Сергеем Удальцовым, о чем «Газете.Ru» сообщили в пресс-службе движения.