Проблемы мира, дружбы и жвачки
Без всякого видимого повода, 24 ноября Комитет по связям с общественностью администрации губернатора Иркутской области организовал в иркутском Доме дружбы народов встречу представителей национально-культурных и религиозных организаций.
Главными гостями встречи стали внештатный советник губернатора по делам молодежи, религиозных и общественных объединений о. Евгений (Старцев) и помощник депутата Государственной Думы Игоря Родионова Николай Кизимов – то ли бывший, то ли действующий руководитель регионального отделения Народно-патриотической партии России и редактор газеты «Патриот Приангарья».
Советник губернатора предложил для начала вернуться в тот период общей истории, когда все нации и народы Советского Союза, а до того – еще и Российской империи, были едины. (Чем, похоже, сразу поставил всех присутствующих в тупик, потому что не было в действительности не то что десятилетия, но и года, чтобы где-то не происходили конфликты на почве межнациональных или религиозных противоречий, а уж ползучая ксенофобия тлела всегда). Экономический рост и хорошеющее день ото дня благосостояние граждан, продолжал господин Старцев, неравным образом распределяются по карте страны, многие окраинные регионы заметно отстают от общероссийских показателей, чем дополнительно подогревается угроза социальных конфликтов. Но уж во всяком случае это неравенство порождает миграционные процессы, как внутри-, так и межгосударственные. Государство ныне задумывается, какие меры предпринять, чтобы и обеспечить себя трудовыми ресурсами, и выполнить план по удвоению ВВП в поставленные сроки, и соблюсти социально-политический баланс внутри страны.
- И в любом случае, - сделал совершенно неожиданный вывод советник губернатора, - все это будет решаться на уровне людей, принимающих на себя некую ответственность. А это национальные и культурные лидеры, те, кто формулирует знание культуры своего народа, примерно представляющие хотя бы как культура того или иного народа может быть встроена в общенациональную культуру или хотя бы приближена к ней.
С этого момента все происходящее утратило даже видимость реальной общественно-полезной работы и приобрело отчетливый вкус театральной постановки. Прежде всего – даже если бы некие национальные и культурные лидеры и имели желание взять на себя груз принятия решений, то кто бы его им отдал? Вертикаль власти прописана предельно ясно и места национально-культурным объединениям и даже целым диаспорам в нем нет. И это, как для некоторых ни печально, совершенно правильно: невозможно в стране со столь пестрым национальным составом тратить время и энергию на корректировку политики государства в соответствии с пожеланиями (или, боже упаси, решениями) неких невнятных «национальных лидеров». Хотя бы потому, что предложение о выходе России из состава СССР прозвучало 6 июня 1989 года из уст безусловного лидера русских национально-патриотических сил Валентина Распутина, а уж куда вильнет мысль нынешних активистов национальных движений (после Кондопоги и решения правительства о выдворении с рынков иностранцев) – никто не знает. Но многие – в том числе и участники встречи – склонны думать, что куда-то в район шовинизма и экстремизма.
Впрочем, у Николая Кизимова есть на этот счет вполне определенные подозрения. Он, бывший преподаватель Восточно-Сибирского института МВД и помощник генерала Родионова (того самого, который еще в апреле 1989 года боролся с «грузинским фашизмом» при помощи саперных лопаток вверенных ему частей Закавказского военного округа), недавно открыл для себя чудесный мир национал-экстремистской прессы. И поделился с участникам собрания некоторыми наиболее яркими перлами из своей коллекции: «Погром как средство русской самообороны», например. Конечно, чтиво не того сорта, чтобы каждый день перед сном, но как-то довольно поздно спохватился господин Кизимов. В Иркутске подобными откровениями никого не удивишь года этак с 1988-го, а соседа Кизимова по столу, господина Коженкова, так и не напугаешь. Он, например, не увидел ничего страшного в запрещенном по всей стране «Русском марше» - цитирую из официального пресс-релиза администрации губернатора: «Также 4 ноября в Иркутске в 11 часов состоится «Русский марш», в котором могут участвовать все желающие. Председатель комитета по связям с общественностью и национальным отношениям Сергей Коженков отметил: «Никакого политического подтекста в этом мероприятии не будет. Ни одна политическая партия не подала заявки на участие в мероприятии и на проведение своих акций». Конец цитаты. Да, подтекста не было – был прямой и недвусмысленный текст: «Россия – для русских!».
Какой же выход из неприятной для всех и чреватой конфликтами ситуации видят участники встречи? Администрация губернатора, по словам господина Старцева, уже создала некий проблемный центр и разрабатывает документы, необходимые для введения в школьную и вузовскую программу предмета с непроизносимым названием «Религиоведение». Не одиозные «Основы православной культуры», а обобщенное изучение всех религий, по мысли авторов проекта, должно научить наших детей и внуков жить в мире и согласии, уважая чужие обычаи и традиции. В будущем в иркутских вузах появится и новая специальность – «теология». Очень, согласитесь, вовремя: на фоне растущего числа межнациональных конфликтов объяснить детям, что один из них католик (и его духовный лидер – папа Римский, проживающий в Ватикане), другой – православный (и должен во всем слушаться патриарха Московского), а третий – мусульманин (и должен пять раз в день становиться на молитву лицом к Мекке). Самое, повторюсь, время, подчеркивать не то, что нас объединяет, а то, что нас разводит в разные стороны.
Руководитель белорусского национального объединения Олег Рудаков поделился с собравшимися своим опытом работы в школах и вузах. Народу, отметил господин Рудаков, очень нравится, что в культуре белорусского народа помимо драников есть еще много всего другого. Но сами белорусы очень обижаются, что выпускники исторического факультета Иркутского государственного университета плохо знают историю Белоруссии. Не сочтите за шовинизм, но мне со своей стороны почему-то очень обидно, что выпускники Минского университета ничегошеньки не знают об истории Иркутска и Братска. Что теперь?
Представить страшно, что будет, если мы начнем сейчас требовать друг от друга знать все тонкости и нюансы культуры всех народов России. Об этом и сказал в своем выступлении историк Владимир Буханцов (позже его поддержал в своем выступлении представитель чеченского общества): если мы хотим межнационального мира, национальное в каждом из нас должно быть в лучшем случае на третьем месте. В первую очередь мы граждане России, во вторую – жители области и уж в третью – киргизы, чеченцы, даргинцы, русские, буряты и так далее по всему списку из ста с лишним национальностей. Только соблюдая единые для всех Конституцию и законы страны можно жить в мире, а там – «пожалуй, будь себе татарин». Нельзя требовать от сотрудников милиции «принять меры по недопущению действий, оскорбляющих национальное достоинство и религиозные чувства» - просто потому, что сотрудники правоохранительных органов обязаны в принципе не допускать действий, оскорбляющих человеческое достоинство. Если это происходит, то уж поверьте - равно страдают все народы. Владимир Буханцов предложил свой выход из ситуации: вместо изучения религий (что в светском государстве Российская Федерация вообще – частное дело каждого) нужно изучать историю собственного региона. И с этим нельзя не согласиться – человек должен твердо опираться на ту землю, на которой живет (тем более, если он здесь родился), а не тянуться к исторической родине за тысячи километров.
В «Обращении к губернатору представителей национально-культурных объединений и религиозных организаций», составленном явно чиновниками из Комитета господина Коженкова, есть еще несколько примечательных пунктов. Например, при совершении противоправных действий представителем какой-либо национальности, соотечественники из национально-культурного центра должны иметь право дать оценку произошедшему. Куда мы уйдем, если оценку преступлению будут давать общественные объединения, а не прокуратура и суд – мы, как ни странно, уже знаем: после погрома на еврейских кладбищах несколько русских национал-патриотических организаций выступили в защиту группы подозреваемых из числа так называемых скинхэдов. Выглядело это, мягко говоря, неприлично. После нападения тех же скинхэдов на антифашистский концерт Валентин Распутин прославил эту «акцию» в своей книге – полное безобразие. Теперь представим, что при задержании наркоторговца, оценку действиям спецназа РУ ФСКН будет давать цыганский барон. Кому такая идея нравится – пишите письма на имя Коженкова.
Другое дело – проводить встречи национально-культурных центров с руководством и сотрудниками СМИ для обсуждения особенностей освещения национальной жизни. Тут можно только согласиться, уменьшив периодичность с одной встречи в год до одной в квартал и заодно – пожелать представителям центров прежде чем критиковать СМИ, читать их. Можно сколько угодно жаловаться на недостаток внимания, но если вы не проявляете инициативы, журналисты за вами бегать не станут. Нужно ясно понимать, что межнациональные отношения даже в Иркутске, кичащемся своей славой «территории согласия» - тема скользка и опасная. Прямо во время встречи едва не начался подсчет взаимных обид между католиками и православными. Одни могут припомнить, что День народного единства посвящен конкретно победе над поляками (вот вам мотивировка к миру и согласию на государственном уровне!), а другие – как вокруг кафедрального собора Непорочного Сердца Божьей матери ходил крестный ход с весьма неприятными лозунгами – года на два условно по статье 282 (разжигание межнациональной розни). Мусульманам не нравится, что их детей заставляют учить (по школьной программе) православные молитвы, а православный священник, советник губернатора, не верит в это, даже когда ему называют конкретное учебное заведение. Чиновники администрации области (в которой 24 процента населения живут за чертой бедности) считают необходимым создание центров адаптации для трудовых мигрантов – местное население как-то адаптировать к жизни не хотите попробовать?
Это далеко не полный перечень причин, по которым СМИ с полным на то основанием не желают связываться с национальной тематикой. Добавлю еще один «повод для размышления». На встрече присутствовали руководители официально зарегистрированных организаций, представляющих ту часть диаспор, которая стремится включиться в «принимающее общество», стать его частью, пусть и обладая при этом собственным колоритом. Но есть и другая сторона – мигранты, прибывшие недавно и готовые в любой момент вернуться; мигранты, настроенные не принять, но поменять правила под свои представления (о существовании таких людей откровенно говорят, например, в таджикском сообществе); и, наконец, мигранты криминальные, откровенно игнорирующие всякие правила и законы. Этим людям все равно, будет ли назначен еще один советник губернатора – от национально-культурных обществ, будет ли налажено продвижение еще одного потока бумаг по коридорам «серого дома» и выйдет ли очередной номер душеспасительного журнала «Созвездие дружбы». К сожалению нам, постоянно живущим в Иркутске, не все равно, что думают и особенно делают эти люди. Потому что любой межнациональный конфликт мгновенно перекинется на всех представителей того или иного народа (история с «грузинами» Чхартишвили и Басилашвили так и стоит перед глазами), а наши «силовики» откровенно не желают ни готовиться к подобным событиям, ни думать о них. Единственный, кто снизошел до Дома дружбы, был представитель ФСБ (а есть еще МВД, прокуратура, миграционная служба, таможня, наркоконтроль…), да и тот ушел с середины, не услышав самое интересное.
Можно думать, что приняв обращение к губернатору, национально-культурные организации разрешили все свои противоречия и уже наладили диалог. Но позволю себе напомнить, что год назад, на почти таком же обсуждении событий во Франции, журналисты предупреждали: в России если и рванет – то сдетонирует местное население, а не приезжие. После нескольких Кондопог – от Карелии до Читинской области – спорить с этим глупо. А власть и ныне смотрит не туда…