Все граждане - теперь террористы?
Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект «О транспортной безопасности». Это второе чтение чудесным образом совпало с угрозой терактов на транспорте, которая была успешо локализована, и было примечательно тем, что депутаты приняли законопроект, который разрешает собирать сведения обо всех перемещениях граждан по стране.
Законопроект «О транспортной безопасности» разрешает создание единой базы данных обо всех поездках граждан России и других государств по территории страны, всеми видами транспорта, как части системы обеспечения безопасности объектов транспорта. В этой базе данных должны будут содержаться подробные личные данные: паспортные данные, маршрут поездки, дата и время отправления и прибытия. Это предложение вызывает наибольшее количество вопросов.
Создание этой базы данных оправдывается и объясняется соображениями обеспечения безопасности на транспорте и предотвращения террористических актов. Однако, с этого момента начинаются вопросы.
Во-первых, как все прекрасно знают, билет на поезда, самолеты и суда продают при наличии паспорта. Паспортные сведения заносятся в билет, посадка производится при наличии документа, удостоверяющего личность, и сведения о пассажире, его маршруте хранятся в компании, продавшей билет. Это общераспространенная практика. Нет никаких оснований полагать, что прокуратура и следственные органы могут испытывать какие-либо затруднения в получении информации по пассажирам, в случае какого-либо происшествия или теракта. Во всяком случае, нельзя привести ни одного примера, когда такие затруднения возникли бы.
Следовательно, вопрос первый - зачем дублирование информации, если доступ для ФСБ и следственных органов к ней в случае проведения расследования, не ограничен?
Во-вторых, транспорт в России имеет объем пассажирских перевозок, измеряющийся сотнями миллионов пассажиров в год. Если взять только Октябрьскую железную дорогу, то это более 130 млн. пассажиров в год. Иными словами, в этой базе данных будут храниться и обрабатываться записи о поездках, в количестве порядка 400-500 млн. единиц хранения в год или более. Чисто технически это будет сложная и дорогостоящая задача. Решение этой задачи потребует больших затрат на закупку и обслуживание мощных компьютеров, не говоря уже о налаживании системы сбора информации. В этой сфере потребуется занять тысячи квалифицированных специалистов с хорошими окладами и соцпакетом.
Следовательно, вопрос второй - откуда будут взяты средства на такую затею?
В-третьих, совершенно неясен практический смысл этой затеи. Даже если теоретически допустить, что такая база данных будет создана, и правоохранительные органы получат возможность отслеживать поездки каждого гражданина, то каким образом это скажется на защищенности транспорта от теракта? По здравому рассуждению, почти никак не скажется. Террорист, планирующий теракт, будет знать о существовании такой системы, потому что об этом написано во всех газетах, сказано по телевидению и есть подробная информация в Интернете. Меры противодействия такой системе со стороны террористов просты, как булыжник. Любой чекист знает, что для настоящих террористов нет большой сложности в фабрикации подложных документов на любое имя. Террорист легко сделает паспорт на имя Иванова Ивана Петровича, скажем, а вот чекисты будут решать непростую задачу выявления среди миллионов поездок Ивановых Иванов Петровичей по всей России того самого террориста.
Потом, террорист может использовать автотранспорт или же просто воздержаться от поездок перед терактом. От такого осторожного террориста всеобщая база данных о поездках не спасет.
А если она создается для расследования теракта, то зачем она тогда вообще нужна, когда теракт уже произошел, люди погибли и получили ранения?
Следовательно, вопрос третий - как определялась и определялась ли вообще практическая пригодность такой системы для профилактики терактов?
Если высказать оценку такой системы, то это просто бесполезное дублирование информации, растранжиривание колоссальных средств на создание совершенно бесполезной против терактов системы.
По-прежнему основными средствами против террористов остается внимательность к подозрительной активности вокруг объектов транспорта со стороны неизвестных лиц, а также агентурная работа ФСБ. Вот эта работа действительно может предотвратить, сорвать теракт. Если бы Патрушев просто попросил дополнительных средств на усиление контртеррористической агентурной работы, то в этом его стоило бы только поддержать.
Наконец, обратим внимание и на конституционные права граждан. В Конституции России право гражданина на свободу перемещения гарантируется двумя статьями. Статья 27 прямо устанавливает, что всякий, кто законно находится на территории России имеет право свободно передвигаться. Статья 24 прямо запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.
Между тем, предлагаемая система подразумевает сбор, хранение и использование информации о частной жизни лица без его согласия, поскольку понятно, что к каждому пассажиру за согласием обращаться не станут. Значительная часть поездок совершается с частными целями: отдых, экскурсии, посещение родственников и так далее, и сбор информации о таких поездках - это как раз сбор информации о частной жизни лица.
Даже если будет в проездные документы внесена строчка, набранная мельчайшим кеглем, что пассажир будто бы согласен с передачей сведений о поездке в базу данных, все равно это ущемление права на неприкосновенность частной жизни. Согласие лица на сбор информации о нем должно быть явным и добровольным.
Стоит отметить, что все базы данных, в том числе и секретные, каким-то образом быстро оказываются на рынке. Свободно продаются базы данных телефонов, адресов. Если позволить собирать сведения о поездках, то рано или поздно они окажутся в широком доступе и могут быть использованы злоумышленниками, скажем, для шантажа.
И последний момент. В принципе, такая система подразумевает сбор сведений о подозреваемых в подготовке или в совершении терактов. Но тогда, в числе подозреваемых оказываются все граждане России, а также все иностранцы, которые приезжают в страну. Де-факто все они становятся под подозрением, раз предполагается занести их поездки с подробными личными данными в базу данных. Фактически, это объявление всех граждан России потенциальными террористами, это попрание чести и доброго имени миллионов россиян и иностранных граждан. В принципе, было бы очень неплохо подать иск на авторов этого законопроекта о защите чести и достоинства.
Если депутатов так беспокоит перспектива превращения всех граждан России в террористов, то они могут пойти радикальным путем - запретить поездки вообще, запретить пользоваться транспортом и отменить все пассажирское сообщение. Тогда безопасность пассажирского транспорта от угрозы теракта будет абсолютной, просто за отсутствием пассажирского сообщения. Но, боюсь, в этом случае разъяренные граждане возьмут здание Госдумы штурмом, и в порядке конституционного права народа на непосредственное осуществление власти (статья 3, пункт 2 Конституции России) лишат депутатов их мандатов и полномочий.
В борьбе с угрозой теракта есть свои разумные пределы. Принятый во втором чтении законопроект далеко вышел за рамки разумности в этом деле. Никакой угрозой нельзя оправдать создание громоздкой, дорогой, совершенно неэффективной системы, которая к тому же ущемляет конституционные права граждан и де-факто определяет всех пассажиров как потенциальных террористов. Если в госбюджете завелись свободные деньги и кого-то волнует угроза терактов, то давайте просто передадим эти свободные средства в ФСБ на усиление, прежде всего, агентурной контртеррористической работы.