Владимир Соболь: «Мы фронтового времени полпреды»
Вчера отмечался день рождения знаменитого кинорежиссера Леонида Гайдая.
Годом отсчета «золотого десятилетия Гайдая» можно назвать 1965 год, когда на экраны страны вышел фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967) снискала у зрителей успех еще больший. Следующая, детективная кинокомедия Леонида Гайдая – «Бриллиантовая рука» – в прокате вновь заняла первое место. В числе несомненных удач режиссера фильм «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), поставленный по пьесе Михаила Булгакова.
Владимир Соболь – одноклассник Леонида Гайдая, ветеран Великой Отечественной войны, почетный гражданин Ангарска.
В июне 1941 года Владимир Соболь окончил 42-ю иркутскую железнодорожную школу и, не дожидаясь повестки, отправился в военкомат. Но лет Владимиру не хватало, и военком сказал: «Подожди, надо будет, – позовем». Это совсем не устраивало выпускника школы – его лучший друг Коля Метельский уже получил повестку. Владимир решил не уступать. «Если ты такой настырный, – сказал ему военком, – проходи комиссию, если пройдешь, – призовем». Пройти комиссию спортивному Владимиру Соболю ничего не стоило, и попал он в Канское авиационное училище. Однако после того, как училище было расформировано, Владимира перевели в пехотное училище. В 1943 году, после его окончания, Соболь уехал на фронт. Сегодня ветеран Великой Отечественной войны Владимир Владимирович Соболь – почетный гражданин города Ангарска.
Радиола и танцующая школа
В 1938 году 42-я иркутская школа заняла первое место по всей Восточно-Сибирской железной дороге в конкурсе художественной самодеятельности. На торжественной школьной линейке начальник дороги и представитель профсоюзного комитета ВСЖД торжественно вручили директору школы радиолу. По тем временам это была техника высочайшего класса. В огромную радиолу вставлялись десять грампластинок, которые автоматически одна за другой проигрывались. После такого подарка танцевала вся школа.
Агитбригада школы в те предвоенные годы была в Иркутске знаменитой. С этой же бригадой выступал и драматический кружок, которым руководила учитель химии, классный руководитель 10 «Б» класса Евгения Моисеевна Кирилова. Участником самодеятельности был Коля Метельский, с которым судьба на всю жизнь связала Владимира Соболя, такого же активного участника всех школьных концертов. Он до сих пор хорошо помнит, как вместе с бригадой они ехали в иркутский госпиталь и выступали перед участниками сражений у озера Хасан и на Халхин-Голе 1938–1939 годов.
Школьные шутки Гайдая
В иркутской железнодорожной школе Володя Соболь проучился пять лет – с 5-го по 10-й класс. Однажды классный руководитель, учитель математики Иван Степанович Косачев, привел в класс к пятиклассникам высокого мальчишку и сказал: «Это наш новый ученик. Леня». И посадил его за первую парту. Парты в классе были низенькими, а ноги у Лени – длинными, торчали из-под парты. Когда Леня прятал их, парта поднималась вместе с ногами. Однажды Леня приподнял парту и шепнул соседу: «Поехали!» Потихоньку за ним поехали все остальные парты. Как и полагается, на следующий день были вызваны родители. Будущий режиссер Леонид Гайдай не был послушным учеником. Его даже как-то исключили на десять дней из школы. А потом весь класс взял его на поруки. И Володя Соболь, как староста класса, был за это ответственным.
Мимо повального увлечения всей школы художественной самодеятельностью Леня, конечно, не прошел. Он очень любил рассказы Зощенко и с удовольствием их читал. В то время для этого нужно было гражданское мужество.
Обкатывать низких лошадок Гайдаю было трудно
«Вовка, попал я в кавалерию. Мы на востоке служим. А кавалерия такая: обкатываем низкорослых лошадок. И, между прочим, со мной вместе служит твой брат Валентин». Примерно так писал Леонид Гайдай Владимиру со своего «монгольского фронта». И делился переживаниями: «монгольские лошади мне по росту не подходят, убегают из-под меня». Позже Леонида Гайдая отправили на Западный фронт. В бою он был тяжело ранен и попал в госпиталь. На ампутацию ноги так и не согласился. В 1944 году вернулся в Иркутск на костылях и, как и прежде, перед войной, устроился в театр рабочим сцены. Тогда в Иркутске гастролировал московский Театр сатиры, вспоминает Владимир Владимирович, и Леня роли почти всех артистов знал назубок. Однажды это ему пригодилось. Позже Леонид учился в студии актера при Иркутском драматическом театре, а потом уехал в ГИТИС.
Колина судьба
Лучший друг Коля Метельский, вместе с которым Владимир Соболь на школьных футбольных и волейбольных площадках зарабатывал спортивные значки ГТО, после пехотного училища, в 1943 году, попал в харьковскую авиационную школу. Летал, был ранен, после ранения остался работать в авиационной школе заместителем по политчасти. После войны, в 1945 году, друзья встретились в Красноярске, а их переписка продолжалась еще многие годы. Владимир Владимирович вспоминает, что в школьные годы они так дружили, что друг без друга – никуда. «Я жил тогда на улице Тургеневской, а Коля – на Воткинской», – говорит Владимир Соболь.
Николай работал корреспондентом городской газеты, затем редактором. Позже уехал в Монголию, работал корреспондентом ТАСС. Он не дожил до своего 50-летия всего один месяц. Так сложилась Колина судьба.
Курская битва
Владимир Соболь не рассказывает длинных историй о своем участии в июле 1943 года в Курской битве. Именно в этой битве на Красную армию обрушился самый мощный танковый удар за всю войну. Об этом ему трудно говорить.
…Служил в 69-й гвардейской дивизии, в 204-м гвардейском полку, командовал взводом. Через месяц стал заместителем командира стрелковой роты, через два – командиром роты.
В сентябре в боях под Полтавой в Михайловке был тяжело ранен. Полгода пролежал в госпитале. Потом попал в запасной полк, где готовили младших командиров. За последующие полтора года командования подготовил около 600 сержантов, и очень гордится этим. Владимир Владимирович вспоминает, что ему всегда удавалось находить общий язык с людьми. Может быть, причиной этого был его характер и… хороший голос – баритон. В строю он был запевалой.
После войны до 1955 года Владимир Владимирович проработал в одном из военкоматов Львовской области. «Сейчас много говорят об отказниках, – вспоминает он, – а в то время за все восемь лет моей работы в военкомате от службы в армии отказались только двое – иеговисты».
50 лет в Ангарске
В 1955 году Владимир Соболь вернулся в Приангарье. Почти сразу отправился в Ангарск и устроился на работу на Ангарский нефтехимический комбинат. 31 декабря 1955 года в его трудовой книжке появилась запись – зачислен оператором в цех
№ 27. С этого времени жизнь Соболя навсегда была связана с комбинатом. Он часто сюда приходит в гости и очень внимательно следит за всем, что здесь происходит. Владимиру Соболю, как он сам говорит, без шести девяносто лет. В его жизни много замечательных людей, которых он очень любит. А Дворец культуры нефтехимиков стал вторым родным домом. В этом дворце Владимир Владимирович Соболь с 1956 года. «Я ведь иногда пою, – говорит он. – В основном это песни военных лет. Может быть, вы о них даже и не знаете. «Мы фронтового времени полпреды» была опубликована в «Библиотеке самодеятельности» к 40-летию Победы. «Песню о Жукове» я спел на открытии памятника маршалу Жукову в Иркутске. А услышал ее совсем случайно, по телевизору, и успел записать. Ее исполняла Валентина Толкунова».
Баритон Владимира Соболя знают не только ангарчане. В позапрошлом году с «Песней о Жукове» его приглашали в Усолье. А вообще, вспоминает ветеран, дебютировал он, конечно, во время концертов в иркутском госпитале с «Катюшей». Но самый первый и трогательный исполнительский успех пришел к нему в раннем детстве.
Первый оглушительный успех
Художественная самодеятельность – это давняя семейная традиция. Отец играл на балалайке, а мама любила танцевать. Когда Володе исполнилось три годика, его родители – Владимир Осипович и Олимпиада Васильевна – на одном из самодеятельных концертов в Красноярске ставили интермедию о вечном – распределении ролей между мужчиной и женщиной. По сценарию, рядом с артистами стояла детская люлька. В люльке пищал маленький Володя Соболь. Получается, что именно тогда, восемьдесят лет назад, в одном из красноярских общежитий для молодых семей и состоялся певческий дебют Владимира Соболя. Это был его первый оглушительный успех. А «по-настоящему» петь он начал, как только пошел в школу и научился читать. Еще не зная мелодий, открывал родительский песенник и исполнял на свой мотив «Интернационал». С тех пор прошло много времени, и мама умерла совсем молодой, в 1934 году. Но любовь к мелодиям осталась у Владимира Соболя навсегда. Она уводит его в начало прошлого века, к молоденькой и красивой маме, к отцу, к себе самому, который только-только появился на свет, и впереди еще долгая и полная испытаний жизнь.