Торговля ядерными отходами – неэтичный и незаконный бизнес
Голландский физик-ядерщик Кеес Андриссе заявил СМИ, что продавать голландские ядерные отходы в Россию – неэтично, и сравнил это со сбрасыванием своего мусора соседу.
Это заявление было связано с продажей в Россию очередной партии обедненного урана нидерландской компанией Уренко (Urenco), под видом ценного сырья для атомный промышленности. Ученый не без оснований считает, что для Уренко это всего лишь дешевый способ избавится от опасных ядовитых отходов, которые в России будут попросту складироваться на долгий срок, без обеспечения должного уровня безопасности.
Гринпис полностью поддерживает мнение голландского ученого. Мы уже сообщали о том, что по экспертным оценкам в России уже накоплено 500 000 тонн урановых отходов, из них около 100 000 тонн обедненного гексафторида урана (ОГФУ) было ввезено якобы на дообогащение из Западной Европы, включая Нидерланды. Никакой утилизации отходов, образующихся в результате дообогащения, пока не ведется.
Утилизация урана в Европе обошлась бы компании Уренко в 1-2 миллиарда Евро, а Россия купила у них это «ценнейшее», по мнению Росатома, энергетическое сырье дешевле булки хлеба - около 60 центов за килограмм. Для сравнения: стоимость природного урана на международном рынке составляет порядка 100 долларов за килограмм! При этом компания не платит ни копейки за утилизацию «хвостов», которые неизбежны в результате дообогащения ОГФУ.
В России до сих пор нет технологий и заводов по утилизации этого ядовитого вещества. Лишь недавно Росатом приобрел технологию и оборудование для утилизации ОГФУ у французской компании «Кожема» за 50 миллионов евро. Для внедрения этой технологии собираются построить завод в г.Зеленогорске Красноярского края. Однако не известно, когда этот завод начнет работать, а его планируемая мощность такова, что весь накопленный гексафторид урана будет переработан не раньше, чем через 60 лет.
Сегодня же ядовитый и крайне опасный гексафторид урана складируется на заводах в российских городах Новоуральске, Северске и Ангарске. В истории советской атомной промышленности были аварии с выбросом ОГФУ, в результате которых погибли люди. Между тем, условия хранения этого опасного вещества не соответствуют требованиям. Это признает даже Госатомнадзор. ОГФУ транспортируется и хранится в цилиндрических стальных контейнерах, которые складируются на промышленных площадках под открытым небом. В результате, контейнеры постепенно разрушаются и подвергаются коррозии. Это не только неэтично, но и противоречит российским законам, согласно которым ядерные отходы в Россию можно ввозить только для переработки, а не для хранения.