Лом и прием
В России идет тихая «металлическая война»: ущерб государству измеряется сотнями километров и десятками тысяч тонн.
Многоуважаемый лом — неприкасаемая тема; даже до игорного бизнеса Госдума добралась. А вот выламывание из страны всего металлического не обсуждается, несмотря на громадный ущерб.
Из последних сводок битвы за металл стоит отметить, что в ломе периодически находят источники радиации. Не полоний, конечно, но облучиться можно. На днях воронежские железнодорожники обнаружили резко «фонящий» кусок металла размером в два спичечных коробка, спрятанный в запаянном куске трубы. Целый месяц он пролежал в обычном контейнере в недрах «Вторчермета», пока не засветился на приборах: больше тысячи микрорентген в час. Даже сквозь трубу. Проверка показала радиоактивные изотопы — цезий-137 и кобальт-60.
В обладминистрации дали такой комментарий: металлолом сейчас тащат отовсюду — и где могли взять радиоактивные пластины, неизвестно.
«Вторчермет» на вопросы журналистов о радиации дал жесткий отпор с использованием слов «Конституция», «свобода предпринимательства» и «права человека».
Определить воров металла и место преступления действительно трудно: несметное количество охотников за металлом прут все, что плохо лежит, и даже то, что лежит хорошо. Вот лишь часть непрерывных хроник деметаллизации страны.
В поселке Сырский Рудник Липецкой области прямо с базы украли кованые ворота стоимостью около 50 тысяч рублей.
Полтора километра линий электропередачи было срезано в пяти районах Липецкой области за десять последних дней ноября. Разобран один трансформатор и похищено 2,6 километра провода. Жители сразу трех районов надолго остались без света и воды.
В том же Липецке за девять месяцев «металлические» пираты разрушили 75 объектов на электрических линиях и 25 трансформаторов. Их добычей стало больше ста километров электропровода. В пунктах приема металла за него получено не больше ста тысяч, а ущерб «Липецкэнерго» составил 3,4 млн рублей. Общее число хищений за год выросло на 15%. А разрушений объектов электроснабжения в селах как местах дислокации основных сил «партизан» — на 40%.
Иногда «добыча металла» грозит техногенными последствиями. В Белгороде, например, однажды целый микрорайон накрыло газом. Сотрудники МЧС по запаху нашли недалеко от жилых домов 12 открытых газовых баллонов. На следующее утро милиция, просидев всю ночь в засаде, повязала двух злоумышленников: они приехали за освобожденной тарой, чтобы сдать ее в пункт приема.
Раньше злоумышленники отделывались штрафами, но в августе в Черноземье создан прецедент: решением Левобережного суда по статье 215.2 часть 2-а УК РФ «Приведение в негодное состояние объектов жизнеобеспечения» два воронежца получили по три года колонии. Эти двое безработных вырубили кусок телефонного кабеля, после чего целый микрорайон остался без связи.
В Воронеже в массовом порядке утаскивают крышки от канализационных люков — со всеми вытекающими из открытых люков последствиями. Милиция бессильна пресечь эти безобразия и считает, что только депутаты Государственной Думы способны заткнуть дыру в законах. Но депутаты до сих пор в упор не видят дыр.
На небольшом аэродроме в Липецкой области «партизаны» сперли винт с самолета Ан-2.
В городе Грязи Липецкой области ограбили местный «Арбат» — пешеходную улицу Правды: в самом центре города умельцы умыкнули 53 секции и 50 столбов чугунного ограждения.
В Воронеже охотники сумели демонтировать и увезти 74 метра ограды моста — 19 тонн чугунного литья на 800 тысяч рублей. А ограду, украденную три года назад с городской набережной, так и не восстановили. Чугунные ограждения (более 400 секций!) были разграблены в одну ночь. Отряд варваров с грузчиками и транспортом, разгромивший набережную, не нашли.
ОАО «Воронежэнерго» подсчитало, что только за последние пять лет во время хищений цветных металлов с объектов энергетики погибли более 30 человек, 12 из них — от 11 до 18 лет. А за год на объектах «Воронежэнерго» произошло 145 хищений электротехнического оборудования (из них 119 — хищения цветного металла). Украдено 135 километров провода, 20 трансформаторов, 81 опора. Общий ущерб — 4,5 млн руб. Возбуждено 53 уголовных дела, привлечен 41 человек. Но армия «партизан» продолжает расти.
У села Ворошилово группа товарищей ночью сумела вырезать полтора километра проводов в семи пролетах линии электропередачи под напряжением 10 тысяч вольт. На жителях соседних сел это не отразилось: линия давала электроэнергию на посты контроля аммиакопровода. А в самой Россоши сработала сигнализация у диспетчера фирмы «Трансаммиак», на место диверсии выслали подмогу, но она уже не застала «партизан».
Специалисты по аммиаку с горечью констатировали, что того металлолома, который в прежние годы собирали и бесплатно сдавали пионеры, в стране давно уже нет. На переработку сейчас идет все что угодно, со временем «партизаны» неизбежно доберутся и до войсковых складов, где есть чем поживиться, — от устаревшей техники до современных боеголовок.
Знакомый инженер телефонной компании, особо страдающей от вполне законных пунктов приема цветных металлов, назвал все это невиданным варварством. На тысячу рублей ущерба сто рублей — доходы хозяев составов с металлом, десятка — исполнителям. А остальное?
Инженер выразил сомнение, что наша Госдума остановит это безумие. До сих пор ведь ее не смогли удивить никакие сводки с фронтов металлической войны.
Железнодорожники просто изнемогают от бизнеса металлических королей, который порождает толпы и даже целые населенные пункты злоумышленников. Транспортная милиция не справляется с ними даже при поддержке ведомственной охраны и дорожной службы безопасности. Попытки искать и обезвреживать расплодившиеся пункты приема металла результата не дают. Ну обнаружили в трех «придорожных» районах области 42 нелегальных пункта. Ну нашли в них массу «железнодорожного» лома. 20 пунктов закрыли. А сколько их тут же открылось в более укромных местах, никому не ведомо. Причина-то в другом: пока есть спрос на металл, будет и предложение, поскольку жизни нормальной в деревне нет и не предвидится.
На некоторых участках дорогу грабят постоянно. Снимают клеммы и подклеммники, которыми рельс крепится к железнодорожным шпалам: 100—200 штук за раз — и приемщики лома дадут рублей триста. Воруют двигатели из стрелочных электроприводов, кабели и проч.
Уже в этом январе милиция задержала гражданина с двумя пятнадцатиметровыми кусками медного кабеля, снятого с вагона. Еще двое утащили с путей два двухметровых отрезка рельсов.
Дорога не пишет жалобные письма в администрацию президента или в Госдуму; она свое место понимает, поэтому жалуется в Советы безопасности субъектов РФ. Жалобы эти не посягают на «неприкасаемый» бизнес, она лишь просит запретить пунктам прием «изделий и запчастей железнодорожного назначения» без документов.
О каких-либо процессах над организаторами и вдохновителями «металлической войны» в России не слышно. Как выразился один из транспортных оперов, если наверху все можно, то внизу ничего хорошего ждать не приходится.
P.S. Кстати, в Воронеже охотники за цветными металлами сняли даже латунную стрелку с солнечных часов в Петровском сквере. Время остановилось.