Владельцев бойцовых собак ждут неприятные законодательные перемены
Уличный вольер как тюремная камера. Этот нелюдимый стаффордширский терьер, единственная в питомнике собака, у которой нет имени. Как назвали породистого пса при рождении, здесь не знают, а новую кличку придумывать не собираются.
Это преступник. Сбежав от хозяина, он нападал на других собак, кусал людей. Осенью питбуля привезли милиционеры – череп животного был покрыт кровоточащими ранами. Очевидно, от собаки пытались отбиваться.
Вячеслав Славин: «Он в принципе злобный. Сейчас посидел - успокоился. Хотя, все равно в перчатках приходится вот таких лезть, потому что может порвать».
За соседней решеткой живет еще один пес. Без специальных щитов и петли к нему в вольер не рискуют зайти даже профессиональные кинологи. Добродушная морда и преданный взгляд создают обманчивое впечатление - ротвейлер Гриша в декабре этого года напал на собственного хозяина.
Вячеслав Славин: «Позвонила женщина, сообщила, что ее мужа разорвал их ротвейлер. Она говорит, он его прямо повалил и давай грызть. Еле отбили. Если б не отбили, он бы мог загрызть его.. Он вырвал сухожилие, его скорая увезла в тяжелом состоянии».
Конечно, история с Гришей – частный случай, но подобные частности уже складываются в социальное явление. По данным минздравсоцразвития, ежегодно от нападений собак агрессивных пород в стране страдают десятки тысяч человек. В детскую областную клиническую больницу периодически привозят малышей в крайне тяжелом состоянии.
Александр Белик, детский хирург, доктор медицинских наук: «На пятилетнего ребенка напала собака, и нанесла рвано-укушенную рану на волосистой части головы. По сути, она укусила волосистую часть головы, и это мощное усилие собаки сорвало кожу с головы».
Малыш перенес четыре операции. Благодаря уникальной методике врачи практически вырастили новую кожу. Юля тоже пережила нападение собаки. Теперь запросто может составить конкуренцию синоптикам. Если предстоит резкая перемена погоды, шрам от укуса дает о себе знать. Юля впервые вернулась на ту улицу, где на нее напала собака.
Юлия: «Шла, никого не трогала. Она выбегает оттуда, начинает на меня бросаться, ни с того, ни с сего...Укусила за рукав...больно, кровь потекла...Я была в шоке просто, испугалась. Это минутная схватка была...».
Хозяевам зверюги пришлось выплатить компенсацию за моральный и материальный вред. На суде они уверяли, что пса уже нет в городе. Однако, во время съемки сюжета, та же собака вновь неожиданно выскочила из-за угла. Шоу кавказских овчарок Марицы Запашной известно во всем мире. Сторожевые псы под ее руководством не хуже пуделей ходят на задних лапах и выполняют цирковые трюки. Но даже такие вышколенные артисты могут быть опасны, признается дрессировщица.
Марица Запашная - младшая, заслуженная артистка России: «Собака агрессивная, собака злобная, может принести очень сильные увечья, это да... Я никогда не говорю о плохих случаях в своей практике - стараюсь их не вспоминать...».
Игорь работает с агрессивными породами не первый год. Говорит, собака бывает кусачей вовсе не от жизни собачьей. Во всем виноваты собаководы, которые думают, что породистый пес сам по себе будет таким же умным, как комиссар Рекс или все Мухтары отечественного кинематографа вместе взятые.
Игорь Ильин, инструктор по дрессировке собак: «Собака проявила куда-то интерес - мы ей сразу - "фу"; Она в другую сторону - ей "фу". Ее "зафукали", она не знает, чем заняться. В итоге нет выработки, она накапливает в себе стресс, который выливается через покусы. При правильном воспитании собаки полностью под контролем, полностью управляемы».
Урегулировать ситуацию поможет закон, уверен Игорь. Но такого закона в нашей стране нет. Есть лишь проект, который сегодня находится на экспертизе в правительстве. Если, ему удастся пройти сквозь дебри согласований и проработок, у владельцев собак агрессивных пород проблем заметно прибавится. К примеру, будет введено обязательное страхование собак от нанесения ущерба третьим лицам, по аналогии с ОСАГО. А прежде чем завести четвероного охранника, будущий владелец будет обязан обеспечить животному не менее пятнадцати квадратных метров жилой площади, заручиться письменным согласием всех домочадцев, получить лицензию на содержание и обязательно стерилизовать питомца. Пока же любого щенка может запросто приобрести каждый желающий. Помимо собственной безопасности, моды или любви к животным, иногда собаководами движут совсем другие мотивы.
Татьяна Редькина, психолог: «Одним из глубинных мотивов является у некоторых людей мотив власти, мотив превосходства. Прекрасно зная, каким оружием они обладают - в виде собаки, они держат в страхе свои ближайшие дворы».
Согласно законопроекту, людям, которые состоят на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере о стафах, ротвейлерах или питбультерьерах останется только мечтать. Сегодня же от человека, спускающего с поводка свирепую зверюгу, справку из психдиспансера никто не требует.Наталья Ермакова