Байкальский протест
В Иркутске прошёл митинг под девизом «Нет Чернобылю на Байкале».
В ночь перед митингом в Иркутске резко изменилась погода: пошёл дождь, который скоро сменился снегом. А днём в субботу - хлюпающая под ногами жижа и холодный ветер. Но люди всё-таки пришли на площадь у Дворца спорта. Не тысяча, как рассчитывали организаторы - Байкальское движение и Иркутская региональная общественная организация «Байкальская экологическая волна», но всё равно - сотни.
Люди на площади собрались очень разные. Были здесь, судя по выступлениям, и коммунисты, и анархисты, и не существующие де-юре, но действующие де-факто национал-большевики. Непримиримые противники в политических вопросах, они оказались соратниками в решении экологических проблем нашей области. Общественных природоохранных организаций, взгляды которых в обыденной, рутинной работе не всегда совпадают, было представлено на митинге, пожалуй, до десятка. На этот раз их взгляды на старые и новые экологические опасности нашей области тоже совпадали практически полностью. Такое единодушие объяснить просто. В прошлом году, когда народ поднялся против прокладки нефтяной трубы по берегу священного озера, подавляющее большинство этих организаций, как и множество неравнодушных граждан, объединило общее Байкальское движение.
Главный девиз, главный лозунг митинга, состоявшегося 14 апреля, - «Нет Чернобылю на Байкале». «Мы против того, чтобы в центре агломерации городов Иркутск, Ангарск, Шелехов, в 100 км от озера Байкал размещался Международный центр по обогащению урана» - записано в резолюции митинга. Но участники, как и планировалось организаторами, не ограничивались проблемой создания МЦОУ, говорили о многих экологических опасностях. Отметили, в частности, печальное двадцатилетие со дня принятия первого, но так и не выполненного постановления ЦК КПСС и Совмина СССР о перепрофилировании Байкальского ЦБК. В соответствии с тем постановлением варка целлюлозы на берегу Байкала должна была быть прекращена ещё в 1993 году, но «монстр», как называли комбинат некоторые митингующие, до сих пор продолжает сливать в Байкал свои стоки.
С трибуны громко звучал и категорический протест против строительства Богучанской ГЭС до отметки 208 метров. Много говорилось о порочной практике точечной застройки областного центра, при которой новые высотные здания втискиваются между существующими за счёт уничтожения газонов, сквериков, спортивных и детских площадок, превращая зелёный город в каменные джунгли. Иркутяне возмущались планами превратить самый красивый, самый удобный и доступный для отдыха людей участок набережной Ангары — бульвар Гагарина — в широкую автомагистраль...
Я хорошо помню «зелёное» движение второй половины восьмидесятых годов ХХ века, которое один из моих знакомых назвал политическими плясками на природе, потому что в то время вся политика строилась, по сути, на экологических проблемах. Это считалось проявлением демократии. В этот раз политики не было совсем. Прошедший митинг показал, что теперь общественные природоохранные организации пытаются достучаться до разума власть предержащих.
— Нам всем давно уже надо понять, что не всё продаётся и покупается, — говорит член эколого-правовой общественной организации «Земляне», член Байкальского движения Владимир Кулиш. — Что нельзя торговать Байкалом, точно так же как нельзя продавать Родину-мать, землю, которая не только нам принадлежит, но и нашим потомкам. А вот воду байкальскую надо везти во все страны мира. Пусть пьют. Но для этого надо прекратить загрязнять Байкал. Это будет самое правильное, самое разумное с экономической и политической точки зрения решение. Байкал и напоит, и накормит. Мы требуем прекратить загрязнять Байкал ядовитыми отходами и продуктами радиоактивного распада.
Но главная проблема - Международный ядерный центр. Не вписывается он, по мнению участников митинга, в безопасную модель развития Сибири.
— Создание этого центра откроет дорогу ядерным отходам в Сибирь со всего мира, — объясняет складывающуюся ситуацию Марина Рихванова, сопредседатель «Байкальской экологической волны». — Далёкие страны будут получать энергию от атомных станций, а мы - риски на сотни лет. Представители Росатома говорят: «Иркутской области это выгодно». И в то же время скрывают, что денег, которые они получат, не хватит даже для того, чтобы утилизировать образующиеся отходы.
Ситуация, когда прибыли, полученной на промышленных предприятиях, не хватает на утилизацию образовавшихся опасных отходов, увы, не преувеличение, не митинговая гипербола. Это реальность. В нашей области уже много десятилетий травит людей свалка мышьяка в Свирске на месте бывшего завода по производству боеприпасов. И под давно закрытым цехом ртутного электролиза на Усольехимпроме скопилось громадное количество пролитой когда-то ртути, из-за которой до сих пор продолжается вторичное загрязнение этим ядом Братского водохранилища. Как ликвидировать эти искусственные очаги экологической опасности, сегодня попросту никто не знает. Не исключено, что в конце концов дело дойдёт до переселения людей из наиболее опасных зон. Переселять придётся людей, живущих сегодня, а совсем не тех, кто получал когда-то прибыль, эксплуатируя экологически опасные производства.
Между тем промышленные отходы, уже поставившие в тупик региональные и муниципальные власти, - не более чем безобидные игрушки по сравнению с тем, что может остаться на месте центра по обогащению урана, когда он прекратит своё существование. Поэтому Александр Панфилов, председатель Иркутской областной общественной организации «Союз ветеранов Чернобыля», предложил: «Давайте не будем больше наступать на эти грабли. Надо думать о будущем. О наших детях, о наших внуках и вообще о будущем нашего края». И кто-то, разбирающийся в ядерной физике, добавил, что отходы, остающиеся от обогащения урана, в соответствии с периодом полураспада могут быть опасны до 10 тысяч лет.
Несколько человек, выступавших с трибуны митинга, несмотря на весь свой гнев в адрес властей, подчёркивали, что они ратуют за устойчивое развитие Иркутской области и за безопасную Сибирь. Этими же словами заканчивается резолюция, поддержанная общественным комитетом «Ангара 185» из города Усть-Илимска и единогласно принятая участниками митинга: «Мы не желаем постоянно рисковать своими жизнями и жизнями своих детей, озером Байкал. Не желаем оставлять своим потомкам промышленную свалку вместо первозданной природы! Мы за устойчивое развитие Иркутской области! Мы за безопасную Сибирь!».