День Победы в дыму, или Размышления о всенародных праздниках
Почему людям нужны праздники?
Нет, понятно, что праздник - это отдых, возможность восстановиться после трудовых будней и т.д. Но если бы дело было только в этом, вполне хватало бы и объявления время от времени добавочных выходных, без всяких привходящих мотивировок.
Но этого, оказывается, мало. Отказ от принудительного участия в праздничных демонстрациях и парадах после окончания советского периода нашей истории, собственно, и перевел майские и октябрьские праздники в разряд просто дополнительных выходных - ну, с некоторыми поздравительно-концертными довесками, да с шествиями некоторых малочисленных особо преданных старым порядкам людей, да с выступлением кое-где некоторых официальных лиц. Для большинства же - просто дополнительная возможность поехать на дачу, или в лес, или просто побездельничать в компании друзей.
Почему же потихоньку возрождаются никем не предписанные шествия и демонстрации? Почему на объявленные столицей ли, городом ли, или даже отдельной богатенькой фирмой празднования чего-то с салютом собираются огромные массы народу? Почему на объявленные "несанкционированные" марши приходит посмотреть гораздо больше людей, чем собирается в них участвовать? Почему сегодня на сквере Кирова собралось гораздо больше народу, чем могло реально рассчитывать на возможность что-то увидеть?
Человек так устроен, что ему ну просто как воздух необходимо ощущать себя частью чего-то большего, чем просто личность или даже "ячейка общества". Ну, стадное он животное, в генотипе у него это заложено. У тигра - не заложено. У человека - заложено, так что вынь да положь ему "группу товарищей". По духу, или по крови, или по делу, или по идее...
Или по празднику.
Праздник - объединяет. Он позволяет ощущать, что все вокруг, все, принимающие в нем участие, хотя бы СЕГОДНЯ думают о чем-то похожем на то, о чем думаешь ты. И чувствуют - тоже что-то похожее. Хотя бы отдаленно.
Понятно, что это некоторый самообман: в толпах, окружавших сегодня утром сквер Кирова, наблюдались самые разные лица, выражавшие самые разные устремления. Продирались сквозь ряды родителей с детьми цепочки матюгающихся и уже "принявших на грудь" молодцов и молодиц (хотя их было меньшинство, что радует уже само по себе); сами родители испытывали вполне понятное раздражение от того, что все действо на площади было явно рассчитано не на присутствующих рядовых зрителей, а на тех, кто на трибуне, да на тех, кто перед телевизором. Одна радость - хоть детям с родительских плеч да с подвернувшихся "насестов" в виде деревьев, столбов и киосков было что-то видно, а самим - уж и так сойдет... "Ну, куда ты лезешь? Это не для тебя, пусть ребенок посмотрит, а ты обойдешься", - из разговора двух мамаш, протолкнувших своих детей к самому оцеплению. Сами дети радовались тому, что видели, примерно так же, как кадрам каких-нибудь "черепашек-нинзя": "Ух ты! Ну ты куда?! Круто! Гляди, гляди, танк (это при появлении БТРа)! Папа, а чего это они делают? Вау!!!"... Старики, не попавшие на трибуну ввиду непринадлежности к славному ветеранскому племени, почти что и не надеялись ничего увидеть, но им, похоже, вполне хватало и сознания самого праздника, плюс встречи со старыми друзьями-подругами, если они случались, эти встречи. Музыка и много народу - это уже признаки праздника, и праздника большого, ВСЕНАРОДНОГО.
Вот только мало было праздничных выражений лиц. Большей частью люди были не то, чтобы очень хмуры - но как-то нерадостны. Не скорбны (чего можно было ожидать - все же праздник-то действительно "со слезами на глазах"), не задумчивы, не озабочены, но и не радостны. Может, дело было в отсутствии солнца - все-таки город, затянутый дымом, действительно не будет выглядеть приветливым и веселым, а может быть - в какой-то недодуманности, недоделанности, усеченности самого действа, но праздник был - а праздничности почти что и не наблюдалось. И мне лично кажется, дело было главным образом в том, что людей не пригласили к участию в этом празднике - только к наблюдению за ним.
В отличие от множества предыдущих лет - шествие граждан не состоялось. Пусть раньше его составляли в основном "добровольно-принужденные" школьники, студенты и спортсмены - по дороге не только сбегали некоторые ленивые, но к колоннам и примыкали "вольноопределяющиеся", и все, мимо кого колонны проходили - с музыкой, с речевками, с криками "ура!" по самым разным поводам - тоже оказывались причастны к ПРАЗДНИКУ. В этом году такого просто не предусмотрели. Почему - это вопрос отдельный, как мне кажется, политический, так что сейчас трогать его не будем.
Само действо на площади показалось каким-то бедненьким. Понятно, дата не круглая, но неужели при таком катастрофическом отсутствии НАСТОЯЩИХ, традиционных (а не назначенных буквально вчера "сверху") народных праздников трудно было придумать что-то кроме мини-парада "очень ограниченного контингента войск", выступления (почему-то под тяжелый рок) десантников с пальбой холостыми и битьем кирпичей, досок и стекла, да концерта военной песни в исполнении группы актеров театра народной драмы? Нет, десантники были даже интересны - в меру провинциализма глядящих, да и актеры "вполне в голосе", но...
Хочу немного помечтать - на будущее, глядишь, да пригодится кому-то когда-то в виде пожеланий "снизу". Итак, представьте:
Тротуары вокруг площади накануне праздника устилаются щитами-пандусами, с уклоном не очень большим, но все же позволяющим задним видеть происходящее поверх плеч и голов передних. В притык к бордюрам по периметру ставятся ряд-другой скамеек для стариков, детишек и беременных женщин. Желающие принять участие в празднике торговцы цветами, шарами, напитками с самого утра располагаются в самом сквере вокруг фонтана и в павильонах, а также по пути следования колонн - но никак не на пандусах.
На площадь, на которой уже звучат речи, приветствия и поздравления, участники праздника прибывают маршевыми колоннами (по маршрутам, известным с глубоко советских времен), и, пройдя мимо Вечного огня, частично уходят по улице Ленина, а частично рассредоточиваются на площади. Естественно, первыми идут школьники, за ними - студенты, потом - все желающие. После окончания шествия начинается военный парад, в котором принимают участие со своими программами все военные, силовые и спортивные училища, школы и институты, все части (включая пожарников, военмедиков и МЧС), относящиеся к Иркутской области, и все клубы и общества военной и спортивной подготовки. Техника идет последней, завершают действо разбрасываемые с вертолетов и дельтапланов листовки-поздравления и парашютисты.
После этого народ приглашают на концерт, проходящий здесь же, в котором принимают участие артисты всех театров и музыкальных учреждений.
И все это - в прямой трансляции.
Дорого? Да, наверное. Но вряд ли дороже, чем ежегодные кубинские (и не только) карнавалы, а главное - войдя в традицию, такое празднование, может быть, станет достопримечательностью, создающей дополнительную привлекательность города для туристов. Если недостаточно того, что это просто поможет переломить в иркутянах их пессимистическое отношение к своему городу - и его руководству.
Анна Машерова, БАБР.RU