Волонтеры против социального сиротства
С сентября в женских консультациях и городском перинатальном центре начнет работу группа студентов психологического факультета. Они будут проводить собеседования с пациентками из группы риска, теми, кто заранее сообщает врачам о намерении оставить ребенка в родильном доме.
Вниманием Даши Дубининой в отделении недоношенных малышей, похоже, никто не обделен — детского плача почти не слышно. Кому пеленку поменять, кому колыбельную спеть — и все на общественных началах, в обязанности санитарки входит лишь уборка помещений и работа с инструментами. Но Даша говорит, затем и пришла сюда — чтоб иметь возможность помогать детям, которые временно вынуждены находиться без матери, а тем более брошенным.
Дарья Дубинина, санитарка перинатального центра: «Да, я вспоминаю сразу себя, как отказались от меня в роддоме, бросили, и когда я вижу, что женщина, мать бросает ребенка, я сразу вспоминаю себя, жалко, дети же — это же цветы жизни, как можно от них отказываться. Дай бог, как говорится, я все это вынесла».
Неутешительная статистика: за 2006-ой год в роддоме на Бограда матерями было оставлено 73 ребенка. В этом году проблему брошенных и отказных детей в городском перинатальном центре стали решать, взяв на работу юриста и психолога, которые теперь проводят собеседования с женщинами в период их пребывания в роддоме. Результат — из 25-ти потенциальных отказников 10 новорожденных выписаны с мамами.
Ирина Ежова, главный врач МУЗ «Городской Перинатальный Центр»: «Шесть мам, которые пришли в родильный дом целенаправленно оставить детей, они об этом прямо заявляли при поступлении в роддом, все шесть забрали ребятишек. Мы привлекали и родственников и длительно беседовали с самими женщинами. И четыре женщины после собеседования приняли решение не оформлять окончательный отказ, а оформить его как временный».
Вдохновленные результатами, медики теперь создают проект по сохранению семьи и борьбе с социальным сиротством — в сентябре роддома и женские консультации города начнут сотрудничать с волонтерами — студентами психологических факультетов, которые будут работать с женщинами из группы риска. Правда, говорят специалисты, то обстоятельство, что сейчас нескольких мам удалось уговорить не бросать родных детей, не служит гарантией, что они не сделают этого позже.
В социальном приюте психологам тоже хватает работы. В коробке с карандашами ответ для педагогов на многие вопросы о воспитанниках. Их воспоминания о мамах и папах не всегда самые приятные, иногда просто жуткие, но, заполняя анкеты о жизненных ценностях, почти все подростки на первое место ставят семью. И почти все пишут родителям письма, которые почти всегда остаются без ответа.
Наталья Евдокимова, психолог социального приюта для детей и подростков г. Иркутска: «Как правило мы говорим детям — ты жди, она обязательно напишет, т.е ничего негативного…мама есть мама, они это знают. И даже в ссорах между собой если кто-то начинает там, твоя вот мама…они сразу говорят — ты мою маму не трогай, мама это моя».
Проблему возвращения воспитанников в родные семьи педагоги приюта пытались решить разными способами. Из всех опробованных социальных программ эффективной оказалась лишь одна, придуманная шведскими учеными. Она подразумевает проведение с ребенком так называемых «сетевых встреч».
Ольга Холюченко, специалист по социальной работе соц. приюта для детей и подростков г. Иркутска: «Мы только начали работать с этим проектом, мы провели уже шесть встреч и пять детей возвращены в семьи, в свои родные семьи и два ребенка в приемную».
К сожалению, говорят воспитатели, у большинства обитателей приюта очень мало шансов попасть в приемную семью — подростков усыновляют крайне редко. Еще немного статистики: только пять процентов выпускников социальных учреждений создают собственные семьи, а если создают, то не всегда рожают детей.
Катя, воспитанница социального приюта: «Ну вот если много детей и представляете какая-нибудь ситуация и вот тоже они у меня, например, попадут в приют».