Кандидаты для палаты
Общественная палата региона, о необходимости которой так долго спорили, стала на шаг ближе: 15 мая началась процедура выдвижения кандидатов от общественных организаций и объединений.
Как пояснил на пресс-конференции 16 мая руководитель департамента по связям с общественными организациями областной администрации Сергей Коженков, на эту часть процесса формирования Общественной палаты отведен ровно месяц: прием заявок будет прекращен 15 июня. После этого губернатор области должен будет выбрать пятнадцать человек, которые составят первую треть палаты.
Вторую часть - тоже пятнадцать человек - из оставшегося списка выберут депутаты Законодательного собрания. Вероятно, это произойдет на июньской сессии, но если губернатор по каким-то причинам не успеет сделать свой выбор к этому сроку, депутатам придется отложить вопрос до осени. Последнюю треть Общественной палаты сформируют сами члены ОП из оставшихся кандидатов.
Выдвинуть своих активистов или других достойных избрания людей может каждая общественная организация, зарегистрированная в установленном порядке и не имеющая проблем с государственными органами (просят, например, представить справку из налоговой инспекции об отсутствии долга). Решение о выдвижении кандидата должен принять полномочный орган - конференция или совет, в зависимости от того, что записано в уставе.
Хотя официально выдвижение кандидатур началось только в середине мая, к моменту подписания губернатором соответствующего распоряжения в департаменте господина Коженкова набралось уже более двадцати заявок. Своим правом воспользовалась, например, областная организация Союза журналистов России, выдвинув в Общественную палату своего председателя Александра Гимельштейна.
В Законодательном собрании мало кто сомневается в том, что будут выдвинуты и войдут в состав палаты руководители или представители семи общественных объединений, уже давно работающих в составе совета при Законодательном собрании, а также кто-то из руководства областного совета профсоюзов.
С высокой долей вероятности можно предположить, что в составе ОП окажутся руководители национально-культурных обществ, представители наиболее многочисленных (или, пользуясь жаргоном Государственной думы, "традиционных") конфессий, деятели науки и культуры, руководители спортивных объединений и федераций, почетные граждане.
Сергей Коженков дал понять, что областная администрация хотела бы видеть в составе палаты представителей муниципальных образований. Это правильно: областная палата не должна быть похожа на федеральную, где подавляющее большинство мест получили люди, живущие в Москве.
Впрочем, какой бы авторитет ни имела организация среди граждан, ее значение в глазах чиновников и депутатов может быть полностью противоположным. Господин Коженков, например, полагает, что в составе палаты заметное место займут активисты товариществ собственников жилья (ТСЖ), но при всем старании едва ли кто-нибудь сможет назвать в ТСЖ хоть одно имя городского масштаба - не говоря уже об областном. Аппарат палаты обойдется налогоплательщикам в два миллиона рублей в год. Тратить даже такие деньги на пустое сотрясение воздуха вряд ли разумно, поэтому консультации между администрацией и Законодательным собранием должны быть направлены на создание палаты максимально работоспособной и не склонной к бесплодным и длительным дискуссиям.
Оставшиеся за бортом могут утешиться тем, что через два года Общественная палата должна будет пройти обязательную процедуру ротации, и у них снова появится шанс принять участие в круглых столах, составлении рекомендаций и экспертизе законопроектов.