В небо — за адреналином
«Почему люди не летают, как птицы?» — вопрошала Катерина в «Грозе» Островского. И очень сильно ошибалась. Люди с тех пор научились летать не только как птицы, но и как звёзды, стремительно, ярко, незабываемо, оставляя за собой воспоминание.
Например, те, кто увлекается парапланеризмом. Что это такое? Сложно сказать. Для одних это наука, для других — продвинутый вид активного отдыха, для третьих — экстрим-спорт. Взглянуть на Землю с высоты птичьего полёта решил как-то и я.
Набрать высоту!
...Погода отличная, безветренно, солнце не палит, спокойно разливает свет по зелёной травянистой равнине. Облаков почти нет, поэтому небо кажется особенно высоким и бескрайним. Усиливается волнение, в котором смешались азарт, проснувшийся инстинкт самосохранения и исследовательский интерес. Ведь сейчас мне предстоит пилотировать новый, еще не облётанный парамотор.
Сажусь в подвеску, закрепляю ремни. Проверяем радиосвязь, инструктор даёт наставления. Мотор взревел за спиной… Инструктор выкрикивает команду, и я начинаю разбег. Шаг, другой, третий, ещё, ещё, плавно жму ручку газа… и стремительно взлетаю ввысь!
Земля удаляется, огромное небо охватывает со всех сторон. Ощущение потрясающее! Полёт в самолёте, даже в маленьком, совершенно не похож на полёт на парамоторе. В самолёте, если страшно, человек может отодвинуться от окна и смотреть в стену. Тогда твои ощущения практически ничем не будут отличаться от того, как если бы ты сидел у себя дома. Когда пилотируешь парамотор, спрятаться некуда, ты летишь сам, как птица.
Далеко внизу по трассе ползут крошечные автобусы. С другой стороны — зелёные лесные массивы. Инструктора на земле не вижу, слишком высоко, но слышу в наушниках его безжалостную команду: «Набрать высоту!» «Да куда ещё?» — думаю я, но послушно жму на газ. Теперь по-настоящему жутковато. Когда человек едет в автомобиле по дороге, он движется мимо деревьев, домов, людей, и, видя их, он чувствует движение. А наверху открывается огромный простор, пустота, глазу не за что зацепиться, поэтому, хотя парамотор летит со скоростью пятьдесят километров в час, на большой высоте иногда на несколько секунд кажется, что ты неподвижно повис в небе. Сидишь себе на «стульчике», а «стульчик» на высоте нескольких сотен метров над землей. В животе холодеет, в голове мешается…
Но вот я начинаю постепенно снижаться. Фигурки людей внизу растут. Солнце садится, и я лечу прямо в закат. Небо залито золотыми, фиолетовыми и арбузно-алыми цветами. Выключаю мотор, планирую с выключенным. Зелёная поляна плавно приближается, руки с управлением стропами перевожу вниз… Ап! Ноги ударяются о землю, купол с шуршаньем опадает сзади. Полёт удался.
На охоту с парапланом
В Европе парапланеризм гораздо более распространён, чем у нас. Отчасти поэтому иркутяне используют зарубежные парамоторы — чаще всего чешский и итальянский. Но иркутяне вносят изменения в готовые парамоторы. Дорабатывают карбюратор, приспособились использовать никель-кадмиевую батарею. Изменения, вносимые иркутянами, делают парамотор более приспособленным к сибирским климатическим условиям, а также создают удобства для конкретного практического использования парамотора. Например, для охоты на волков. Руки в этом случае должны быть свободны, чтоб держать винтовку, и иркутяне создали ножное управление парамотором. Ножное управление может пригодиться при фото- и видеосъёмке и тогда, когда нужно спасти человека, допустим, сломавшего ногу и лежащего где-нибудь в тайге, куда на другом транспорте не добраться. Существуют так называемые тандемы — двухместные парамоторы; на таком можно вывезти пострадавшего в экстремальной ситуации.
Думается, вполне допустимо предположить, что вскоре может начаться формирование массового использования малогабаритной летательной техники c формированием соответствующего рынка. Это предположение может встретить следующее возражение — нет закона о массовом частном использовании летательной техники как транспортного средства. Верно, юридического закона пока нет. Но есть закон физики, а именно закон Бернулли, используя который человек уже давно и успешно летает на различных видах аэросредств. Значит, со временем будет всё необходимое, чтобы самостоятельный индивидуальный полёт стал доступным и простым способом передвижения.
Словарь парапланериста, или Почти лётная терминология
Вилка — это весовой диапазон, на который рассчитан параплан определённого размера. К столовым приборам не относится.
Гарнитура — присоединяемый к радиостанции наушник с микрофоном и кнопкой управления связью.
Болтанка, или колбаса — сильный турбулентный поток, колбасит не по-детски. Несъедобна.
Косяк — косой ветер, направленный под углом к стартовому склону. Отношение к конопле и дверной коробке не имеет.
Крыло, купол — собственно параплан.
Динамик — динамический поток, образованный путём обтекания ветром склона. К магнитофону не подключать.
Уши — это не то, что вы подумали, это окончания крыла. Когда их, потянув за специальные стропы, немного подскладывают для уменьшения площади крыла, их называют «большие уши».
Коромысло — специальное приспособление для подвески к крылу-тандему пилота и пассажира одновременно. Вёдра с водой на нем таскать не рекомендуется.
Полёт на мясо — разведчик погоды, когда она не однозначна. Летит в неизвестность.