"Ишим" не полетит
12 июня 2007 года на заседании правительства Казахстана руководитель Национального космического агентства («Казкосмос») Талгат Мусабаев представлял стратегию формирования космической отрасли на 2008–2020 годы.
Согласно этой программе к 2020 году Казахстан будет иметь на орбите группировку из 12 спутников, построит и модернизирует около 30 наземных объектов, создаст 12 предприятий по производству космической техники и ее элементов. В планы «Казкосмоса» входит также создание сегмента МСК. На развитие казахстанского космоса будет направлено 38,6 млрд тенге.
Но вместе с представлением планов г-н Мусабаев сделал сенсационное заявление о том, что Казахстан отказывается от совместного с Россией проекта по созданию авиационного ракетного космического комплекса «Ишим». «По программе “Ишим” мы уже определились. Наша позиция полностью соответствует позиции Комитета национальной безопасности и других ведомств, которые проводили тщательную проработку этого вопроса: к сожалению, мы должны закрыть этот проект из-за слабой маркетинговой проработки и невозможности выхода на рынок», – заявил глава «Казкосмоса».
Неувязка с маркетингом
Основными причинами отказа от проекта стало отсутствие маркетинговой проработки проекта и отсутствие соглашений. «Проект “Ишим”, конечно же, технически красивый. Если бы его создали и если бы он был востребован мировым рынком, то принес бы огромную пользу и обеспечил большой рывок Казахстана для вступления в клуб космических держав. Но в связи с тем, что не был проработан вопрос маркетинга, это привело к тому, что рынка как такового нет, и, затратив большие средства на создание этого комплекса, мы не получили бы никакой отдачи… Основной причиной отказа стало отсутствие межправительственного соглашения по проекту данного комплекса», – подчеркнул Талгат Мусабаев. До настоящего момента «Казкосмос» имел подписанное соглашение только с российским партнером – Московским институтом теплотехники.
АРКК «Ишим» разрабатывался для запуска малых космических аппаратов гражданского назначения с самолета МиГ-31Д. На этом этапе и начинаются технические тонкости проекта.
МиГ-31Д – проект советского КБ «Вымпел» по разработке противоспутниковой ракеты, способной стартовать с самолета. Разработки начались в 1978 году.
В 1983−м ОКБ «МиГ» разработало проект доработки двух истребителей МиГ-31 под новый состав вооружения. Самолет должен был нести вместо штатного вооружения одну противоспутниковую ракету, и вся система подвески и управления вооружением была переделана под нее. Новая машина произвела первый испытательный полет 17 января 1987 года.
ОКБ «МиГ» построило два самолета МиГ-31Д с бортовыми номерами 071 и 072, которые проходили испытания сначала на полигоне в Жуковском, а затем были переброшены в Казахстан на полигон Сары-Шаган.
После раздела военного имущества, последовавшего за распадом СССР, эти два экспериментальных самолета достались Казахстану. В 2004 году появилась концепция использования опыта данного проекта для создания гражданского авиационного ракетного космического комплекса для запуска легких ракет-носителей.
АРКК «Ишим» включает два авиационных носителя, получивших обозначение «МиГ-31И», трехступенчатую ракету-носитель, подвешиваемую между гондолами двигателей, а также воздушный командно-измерительный комплекс на базе самолета Ил-76МД. Взлетная масса МиГ-31И с ракетой-носителем составляет 50 тонн, дальность полета до точки пуска – 600 км, высота точки пуска – от 15 до 18 км, скорость в точке пуска – 2120–2230 км/ч. Комплекс позволяет выводить на круговую орбиту с наклонением 46° до 160 кг полезной нагрузки на высоту 300 км или до 120 кг на высоту 600 км. Проект «Ишим» был представлен «Казкосмосом» на выставке Asian Aerospace-2006 в Сингапуре.
Расхождение интересов
Первоначальное развитие проекта сопровождалось рисованием радужных перспектив, причем представители российской стороны даже говорили об отсутствии технических рисков: «Идея создания комплекса очень перспективна и абсолютно реальна. Она может быть воплощена за очень короткое время. Необходимым условием, безусловно, является выделение достаточного финансирования. Его обеспечение берет на себя казахстанская сторона. Предложенные технические решения в целом по комплексу позволяют сделать заключение о том, что технический риск разработки и создания АРКК практически равен нулю. И задача по созданию этого комплекса может быть выполнена в течение ближайших двух-трех лет», – заявил директор и генеральный конструктор Московского института теплотехники (МИТ) Юрий Соломонов.
Но впоследствии выяснилось, что перспективы не столь многообещающие, как казалось. Поскольку МиГ-31Д является на сегодняшний день единственным самолетом, способным поднять ракету-носитель, выяснилось, что для развития проекта фактически нужно строить новый самолет. «Ни одно государство мира не применяет такой схемы, которая была заложена в проекте “Ишим”. Расходы на исследование могут быть необоснованными, потому что конструкция самолета требует больших затрат», – подчеркнул Талгат Мусабаев.
В настоящее время «Казкосмос» в проекте «Ишим» обладает только двумя старыми советскими истребителями МиГ-31, переделанными в экспериментальных целях для пусков противоспутниковых ракет. Кроме того, эти самолеты долгое время отстояли на полигоне, что сказалось на их техническом состоянии. Два МиГ-31Д – слишком слабая основа для перспективного космического проекта. Для реализации данной технической идеи нужны новые самолеты, специально сконструированные под выполнение специфических задач. В оценке перспектив проекта руководителя «Казкосмоса» поддержал первый вице-министр обороны Казахстана Мухтар Алтынбаев.
Отказ казахстанской стороны от проекта вызвал определенное недовольство со стороны российских партнеров. В Московском институте теплотехники претензии казахстанской стороны к АРКК «Ишим» считают необоснованными. Российско-казахстанский проект авиационно-ракетного космического комплекса имеет хорошие перспективы реализации, считает заместитель главного конструктора института Лев Соломонов. «Использование авиационных носителей в качестве платформы для ракет космического назначения — это перспективный путь развития рынка пусковых услуг в ближайшие 20 лет. Работы в этой области активно проводятся в США. Поэтому говорить о том, что проект “Ишим” малоперспективен, по меньшей мере непрофессионально», – подчеркнул он. Руководство МИТ утверждает, что не намерено сворачивать работы по «Ишиму» и надеется на скорое разрешение ситуации.
Видно, что у обеих сторон есть своя правда в отношении к АРКК «Ишим». Казахстанская сторона не желает тратить бюджет на эксперименты со старыми экспериментальными самолетами. Российская, представленная в данном случае институтом, желает довести разработку до конца и приложить свой научный потенциал к конкретному делу. Но простое перетягивание каната мнений явно не спасет судьбу проекта.
Очевидно, что для реализации этой красивой технической идеи нужна куда более серьезная подготовка. Нельзя надеяться, что два экспериментальных МиГ-31Д вытянут всю программу. Скорее всего, необходимо кардинально переработать проект и внести в него проектирование новых модификаций самолетов, специально предназначенных для вывода ракет-носителей на точку запуска. В проекте должно быть заложено производство серии таких самолетов, а также серии ракет-носителей. Нужно также оборудовать авиабазы и наземные объекты. Иными словами, в нынешнем виде «Ишим» явно не полетит, но после кардинальной переработки реализация и результат вполне возможны.