Ядро инвестиций
Визит Сергея Кириенко, руководителя федерального агентства по атомной энергии России, на Ангарский электролизный химический комбинат снял множество вопросов, касающихся будущего Международного ядерного центра. Однако породил немало новых.
Однодневная поездка федерального чиновника, состоявшаяся в пятницу, была насыщенной – помимо посещения АЭХК, она включала в себя подписание соглашения между агентством и Иркутской областью о социальной ответственности, а также встречи с общественностью и журналистами.
Сведения, полученные на этих встречах из первых уст, заставили присутствующих изумиться – настолько отличались они от всего, сказанного ранее. Более полугода жителей Иркутской области убеждали в том, что никто не собирается устанавливать дополнительное оборудование на АЭХК. Сергей Кириенко официально заявил, что к 2020 году мощности предприятия увеличатся почти в четыре раза, так как на базе предприятия будут реализовываться сразу три проекта. Первый – это развитие самого электролизного химического комбината. К 2015 году Росатом планирует нарастить производство на АЭХК с 2,6 миллиона единиц работы разделения (мера мощности предприятий по переработке урана) до 4,2 миллиона. Это потребует монтажа дополнительных установок. Второй проект – создание Международного центра обогащения урана (МЦОУ). Кириенко подчеркнул, что МЦОУ - это сугубо посредническая структура, своего рода клуб государств, членство в котором дает допуск к созданию совместных предприятий для обогащения урана. Третий проект – это создание совместного предприятия с Казахстаном. В его рамках будет организовано производство мощностью еще 5 миллионов единиц работы разделения.
В три проекта будет вложено 2,5 миллиарда долларов инвестиций – не только в производство, но и в инфраструктуру города. Количество рабочих мест увеличится на 2 тысячи. При этом проекты расширения АЭХК и создания дополнительного производства пройдут через все юридические процедуры, включая общественные слушания и экологическую экспертизу, подчеркнул руководитель Агентства по атомной энергии.
Сергей Кириенко заверил, что новое производство не заработает, пока не будет налажен процесс переработки гексафторида урана - соединения, которое образуется в результате обогащения урана. Поскольку ядерщики считают это вещество не отходом, а ценным сырьем, то его не утилизируют, а хранят на специальном полигоне в герметичных контейнерах. Именно оно (а не радиация, которая на АЭХК соответствует фоновым показателям) представляет собой главную опасность для окружающей среды, поскольку крайне токсично. Обезопасить его можно путем перевода в тетрахлорид – устойчивое и потому неопасное соединение. Как рассказал глава Росатома, для этого в России сегодня существует 2 способа. Один из них куплен во Франции с правом тиражирования внутри нашей страны. Другой разработан отечественными учеными. Стоимость переработки 1 килограмма соединения урана по французской технологии – 30 рублей, по российской - 14 рублей. В зависимости от их эффективности в ближайшем будущем ядерщики сделают свой выбор.
Запуск соответствующего оборудования должен произойти в 2010 году, самое позднее – в начале 2011. Какова будет производительность установки пока неизвестно, атомщикам необходимо учесть сразу несколько моментов. Перерабатывать гексафторида нужно больше, чем получать. Это постепенно обезопасит имеющиеся «залежи». С другой, количество плавиковой кислоты, которое образуется при производстве тетрафторида, должно быть полностью востребованным отечественной промышленностью и, возможно, экспортной торговлей. Иначе Иркутская область получит гораздо большую проблему: хранить кислоту намного рискованнее. Выполнимы ли оба эти условия одновременно, Сергей Кириенко не уточнил.
Расходы на перерабатывающее оборудование не входят в заявленные 2,5 миллиарда долларов. Сергей Кириенко заявил, что 600 миллионов рублей – стоимость одной опытной установки – деньги небольшие, и изыскать их не составит труда.
Надо отметить, что экологическая составляющая была одним из главных пунктов соглашения о сотрудничестве между Росатомом и Иркутской областью. Одним из основных мероприятий по экологической защите станет создание при Лимнологическом институте СО РАН центра по мониторингу состояния окружающей среды. Помимо этого, в документе оговорено, что все налоги от деятельности МЦОУ будут оставаться на территории региона, что агентство обязуется поддерживать режим информационной открытости и налаживать обмен сведениями с областной администрацией и общественностью. Кроме того, Кириенко подчеркнул, что дал распоряжение вывести показания автоматической системы учета радиационного излучения с пульта Росатома на сайт агентства, чтобы любой желающий мог узнать эти данные в режиме реального времени.
Александр Тишанин, губернатор Приангарья, после подписания соглашения заявил, что администрация Иркутской области и Законодательное Собрание поддерживают этот проект, поскольку «регион получит дополнительную инвестиционную составляющую». Кроме того, проект Росатома вписывается в стратегию развития региона, ориентированную на высокие технологии.
Между тем
Экологи оценивают ситуацию более сдержанно. Александр Шиянов, председатель совета регионального отделения партии зеленых, отметил, что встреча с руководителем Агентства по атомной энергии ясности в ситуацию не внесла, появились новые вопросы, и не на все из них глава Росатома ответил. Марина Рихванова подтвердила, что возглавляемая ею Байкальская экологическая волна также осталась на прежних позициях. Однако экологи пообещали следить за ситуацией и по возможности держать ее под контролем. То же пообещали региональные чиновники и представители самого Росатома.