Россия отмечает столетие Арсения Тарковского
Полная естественность во всем – вот, пожалуй, одно из главных отличий поэзии Арсения Тарковского, столетие со дня рождения которого отмечается сегодня.
Естественность чувств, мыслей, органичность их выражения, интонаций, о чем бы он ни писал, естественное ощущение себя в пространстве мировой культуры. При этом мир поэзии Тарковского многогранен и глубок.
Он говорит о сложных чувствах, явлениях, о противоречивости человеческого существования. Его поэзию отличает поразительная весомость. Она заключается в мыслях и чувствах – он никогда не разменивался по мелочам, не писал о несущественном.
Тарковский был сторонником классического стиля в русской поэзии, но был известен еще и как замечательный переводчик произведений восточных авторов: Абу-ль-Ала-аль-Маари, Низами, Махтумкули, Кемине, Саят-Новы, Важа Пшавелы, Адама Мицкевича, Молланепеса, Григора Орбелиани и многих других.
На роду Тарковских лежит печать трагизма неполной самореализации. Все его талантливые представители слишком опережали свое время, из-за чего сталкивались с непониманием. Бесспорные способности к литературе имел еще Александр Карлович.
Литературой и краеведением он занимался и во время ссылки, но этот дар не нашел надлежащего развития. Зато он точно знал, что именно Арсений принесет славу их роду.
Арсений Тарковский долго шел к своему признанию как поэт. По воспоминаниям современников, он твердо решил стать им еще в шесть лет, когда попал на вечер поэтов Северянина и Сологуба, посетивших Елисаветград. В 30-х годах он уже писал неплохие стихи.
Как неоднократно говорил сам Тарковский, стихи он начал писать «с горшка». В семье Тарковских поэзия была естественной формой общения. Друг другу адресовались записки и письма, в стихах запечатлевались семейные события.
Эту привычку он сохранил до конца жизни. Маленьким мальчиком вместе с отцом и братом посещал поэтические вечера известных поэтов, знакомился со стихами Пушкина и Лермонтова, Байрона и Баратынского, Тютчева, Фета, Некрасова.
Юный Арсений, приехав в столицу в поисках судьбы и образования, первое время зарабатывал на жизнь в газете «Гудок». По совету сотрудника этой газеты Григория Шенгели, у которого квартировал, начал писать фельетоны.
В конце 20-х Тарковский много писал для радио и театра. В 1928 опубликовал первые стихи в периодической печати. С 1932 активно печатался как переводчик с азербайджанского, чеченского, туркменского, сербского, польского и др. языков. В 1934 был опубликован первый отдельный сборник его переводов.
Вторая мировая война застала его в Москве. Он ушел добровольцем на фронт. Сначала работал корреспондентом газеты «Боевая тревога». Затем принимал участие в боях под Москвой, на Западном, Брянском, 2-м Белорусском и 1-м Прибалтийском фронтах. После ранения и ампутации ноги демобилизовался в звании капитана.
На страницах «Боевой тревоги» печатались стихи Тарковского о подвигах солдат и командиров, частушки, басни, высмеивающие гитлеровцев. Солдаты вырезали его стихи из газет и носили в нагрудном кармане вместе с документами и фотографиями близких.
После войны он много работал над переводами. В 1946 был подготовлен к изданию сборник Стихи разных лет, но в связи с печально известным постановлением о журналах «Звезда» и «Ленинград» выпуск книги так и не был осуществлен. Тарковский тяжело переживал случившееся.
Лишенная партийной тематики, его поэзия не могла пробиться к читателю. Чтобы стать поэтом, «нужным массам», достаточно было написать всего несколько стихотворений, прославляющих великого вождя и правительство.
Был и другой путь: некоторые друзья советовали Тарковскому опубликовать свои стихи под видом переводов. Однако для него важнее всего было оставаться честным перед самим собой и перед своим призванием.
Первая книга Арсения Александровича увидела свет только в 1962-м. А еще через 17 лет он стал лауреатом Государственной премии СССР. Умер Арсений Тарковский 27 мая 1989 в Москве. Похоронен в Переделкино рядом с могилой Пастернака, сообщает РИА Новости.