18+

Артур Скальский

©  Байкальские Вести

Прибайкалье Байкал

6743

04.07.2007, 12:42

БоГЭС на весах общественного мнения

С 25 по 27 июня в Красноярском крае и Иркутской области в три этапа прошли общественные слушания по оценке социально-экономических последствий завершения строительства Богучанской ГЭС.

26 июня состоялись слушания в Иркутске, 27 июня - в поселке Кеуль и городе Усть-Илимске. В составе группы, которая проводила эти три встречи, были специалисты центра экологической оценки «Эколайн», компании-заказчика ОАО «ГидроОГК» - директор службы гидротехнических комплексов Павел Попов, администрацию Иркутской области представлял руководитель службы экологического контроля и охраны озера Байкал Юрий Панасенков.

Иркутск спокоен

На слушания в актовом зале администрации Правобережного округа Иркутска собрались, главным образом, журналисты, представители научно-исследовательских институтов, администрации области, Всероссийского общества охраны природы и общественности. Процедура слушаний стандартна и не зависит от места проведения.

Павел Попов познакомил участников слушаний с основными параметрами проекта, ведущий специалист центра «Эколайн» Татьяна Стрижова отчиталась о работе общественных приемных по сбору и учету мнений и замечаний жителей двух регионов. Всего в Иркутской области и Красноярском крае с октября 2006 года было открыто 16 общественных приемных. В одном только Кеуле опросили более 1100 человек.

Нужно отметить, что июньские слушания проходили в рамках подготовки банковского ТЭО - то есть на тот случай, если заказчики проекта решат просить кредиты на завершение строительства у международных банковских структур. Российским законодательством предусмотрено рассмотрение проекта в Главгосэкспертизе, поскольку экологическая экспертиза сегодня отменена.

Основные обсуждения на слушаниях касались даже не самого строительства ГЭС, а вопросов подготовки ложа водохранилища. Объекты такого типа являются федеральной собственностью, и все работы по обустройству ложа выполняются на средства федерального бюджета. В регионе, где реализуется проект строительства гидротехнического сооружения, местной областной или краевой администрацией создается дирекция. Эта структура заказывает разработку проекта подготовки ложа, подает заявку на финансирование из федерального бюджета и становится распорядителем средств. Иркутская область успела подать заявку на получение средств уже в 2008 году. Как рассказал на собраниях общественности Юрий Панасенков, заместитель губернатора Анатолий Никитин сообщил из Москвы о том, что Государственная дума приняла заявку области и внесла соответствующую поправку в бюджет 2008 года.

Татьяна Стрижова начала свой доклад с тех условий, которые были поставлены перед центром «Эколайн» заказчиком - «Русской инжиниринговой компанией». Был изучен, во-первых, вариант заполнения водохранилища до рабочей отметки 208 метров; во-вторых, предложения общественности по рабочей отметке 185 метров; в-третьих, возможность замещения дефицита электроэнергии угольными или газовыми станциями; в-четвертых, опять-таки по настоянию общественности, «нулевой» вариант. Важная деталь: практики ликвидации плотин в мире не существует (в США правительство выкупило у частных собственников две плотины, но до сих пор не нашло инвестора для ликвидации), а поддержание плотины в существующем состоянии требует почти миллиарда рублей в год без всякой надежды на компенсацию расходов.

Документы для общественных слушаний готовились в соответствии с правилами международных финансовых корпораций, которые заметно отличаются от требований российского законодательства. Так, международные нормы предписывают максимально полно разрабатывать планы действий по охране окружающей среды, сохранению историко-культурного наследия, информированию населения, но не требуют детализации, к которой склоняется российское законодательство. Итоговый комплект документации включает 450-страничный отчет о социальной и экологической оценке строительства ГЭС (с приложением еще на 500 страниц), план переселения, стратегию сохранения культурного наследия, план охраны окружающей среды. Воздействие водохранилища и работы ГЭС оценивалось по нескольким параметрам: направлению, масштабу, интенсивности, длительности, обратимости и значимости для сторон. Проект рассматривался в комплексе с ассоциированными проектами строительства Богучанского и Тайшетского алюминиевых заводов, ЛЭП и транспортной сети, программой развития Нижнего Приангарья.

Вопросы, которые задавали участники слушаний в Иркутске, касались, главным образом, финансирования и выбора подрядчиков. Что касается сроков начала работ, то существует два варианта: либо с момента поступления средств из федерального бюджета в 2008 году, либо, если администрация области сумеет договориться с инвесторами, - уже в 2007-м, с последующим возвратом средств в следующем финансовом году. Подрядчиками, уже понятно, выступят в основном иркутские институты и службы, потому что именно они владеют информацией в большем объеме и имеют опыт обустройства трех водохранилищ в пределах области.

Кеуль ждет

Поселок Кеуль находится в 50 километрах от Усть-Илимска, однако разрыв между двумя населенными пунктами не столько в пространстве, сколько в уровне жизни и перспективах, шансах на достойную жизнь. Дорога, мягко говоря, внушает ужас - покрытая грязью полоса асфальта прерывается ямами, а ближе к поселку и вовсе превращается в грунтовку. На въезде в поселок гостя встречают несколько разбитых домов, но еще до того, как вы успеваете произнести приличествующую случаю сентенцию об общем падении уровня жизни в сельской местности, в поле зрения появляются кафе и спутниковая антенна. Да, не стоит торопиться с выводами…

В поселковом ДК собралось не менее двух с половиной сотен жителей. Настроение зала чувствуется сразу. Люди ждут ответа всего на один вопрос: «Когда нас переселят»? По оценке центра «Эколайн», Кеуль не затопит, но уровень воды поднимется настолько, что вокруг не останется пространства для жизни и роста, под угрозой окажется единственная дорога. Специалисты центра рассмотрели несколько вариантов будущего поселка - его можно либо оставить на месте, либо превратить в дачный, либо полностью переселить. В протоколе слушаний зафиксировано: участники слушаний настаивают на полном и скорейшем переселении. Собственно, расти-то поселку некуда и незачем уже сейчас - на полторы тысячи населения рабочие места есть только в школе, предприятии жилищно-коммунального хозяйства и администрации поселка, причем в администрации зарплату не платят уже несколько месяцев, а в остальных местах размер ее понятен… Некоторые семьи держат по две-три дойных коровы, торгуют в Усть-Илимске продукцией собственных хозяйств, но, по мнению главы поселковой администрации Николая Штанько, овчинка едва ли стоит выделки, так как расходы на бензин, прививки и справки санитарных врачей съедают слишком большую долю доходов. То же самое с рыбной ловлей - забава, а не бизнес.

Глава понимает, о чем говорит, - до своего избрания он руководил местным предприятием ЖКХ и знает, сколько собирается с муниципальных предприятий, сколько платят жители, какие долги накоплены по квартплате… В поселке, где безработных больше, чем работающих, а теплое водоснабжение централизованное, просто чудо, что удается проводить плановые ремонты. Авария или срыв финансирования могут стоить очень дорого. Районные власти помочь не в состоянии - в их бюджете точно такие же запредельные расходы и практически никаких доходов.

Поселок называют иногда Новый Кеуль - в него когда-то свозили жителей старого Кеуля и других, более мелких деревень. По предварительной оценке 1979 года, новое место не попадало в зону воздействия водохранилища, однако в процессе так называемой актуализации проекта (то есть при корректировке в соответствии с изменившимися условиями) стало понятно, что жить здесь не получится. Собственно, то же самое было понятно давно, когда в окрестностях вырубили товарный лес, распались леспромхозы, перестали распахивать поля и не стало работы - по оценке поселковой администрации, без работы сейчас 70 процентов трудоспособного населения. В поселке проблемы с питьевой водой (глава угощал гостей из «Эколайна» и областной администрации кофе и чаем из привозной воды), понятное - то есть невысокое - качество школьного образования.

«Здесь будущего нет», - несколько раз повторил мэр. «Надо ехать», - говорят кеульчане. Они уже знают куда: в списке желаемых мест переселения есть и Иркутский район, и Иркутск, и Красноярский край. Однако до сих пор это понимание не имело даже видимости шанса на реализацию в какие-то целенаправленные действия: в Иркутской области есть населенные пункты, которые нужно было бы ликвидировать уже очень давно. И Кеуль в их ряду еще неплохо смотрится. Сейчас, когда стало ясно, что к 2012 году в эти места придет вода, появилась возможность разом решить накопившиеся проблемы: средства из федерального бюджета будут выделены не только на переселение и компенсацию утраченного имущества, но и на создание новой инфраструктуры и рабочих мест.

Кеульчане внесли в протокол несколько предложений, которые организаторы оценили как весьма ценные. В поселке, скорее всего, останется и будет продолжать работу общественная приемная (именно с ее помощью установили, что жители поселка вовсе не горят желанием переселяться куда-то «общиной», но имеют каждый свои планы), в Усть-Илимске, если на то будет воля администрации области, откроют филиал дирекции по подготовке ложа водохранилища. Несколько семей (10-15 дворов) хотят все-таки переселяться вместе. Юрий Панасенков пообещал, что их мнение будет учтено.

Бурный Кочановский

Вечером слушания состоялись в усть-илимской школе № 9. В зале - вместе с группой организаторов - набралось около шестидесяти человек, жителей Усть-Илимска и пригородного поселка Невона. Горожане, которых проект практически не касается (в черте города будут подтоплены лишь ничем не занятые земли по левому берегу), задали множество вопросов. Их интересовало все: как изменится выработка Усть-Илимской ГЭС и климат? Какое будущее ждет город и прилегающие территории? Почему Красноярский край получит больше прибыли, чем Иркутская область?

Выступления горожан были построены по единому шаблону: депутат городской думы, председатель комитета «Ангара-185» Олег Кочановский разом солировал и дирижировал происходящим. Как позже признался в кулуарах один из чиновников городской администрации, когда Олегу Владимировичу поручили поучаствовать в организации слушаний, никто и не предполагал, что он зайдет так далеко.

Нужно сказать, что, если бы депутат городской думы несколько больше интересовался работой коллег из областного парламента и читал не только газету «Деловой Усть-Илимск», в которой публикуют стенограммы его выступлений, он бы сам мог ответить на многие вопросы. Например, ОАО Иркутскэнерго буквально неделей раньше устами генерального директора Сергея Эмдина высказало свое отношение к достройке Богучанской ГЭС: компания очень рассчитывает на будущее строительство ЛЭП до БоГЭС, поскольку это значительно повысит надежность работы энергосистемы. Павел Попов, как специалист по гидроэнергетике, добавил, что Усть-Илимская ГЭС планировалась с расчетом на то, что позже появится Богучанская, и именно после постройки БоГЭС Усть-Илимская выйдет на проектные показатели - с нее, в частности, снимутся заботы по регулированию стока Ангары. Кроме того, строительство БоГЭС позволит Иркутской области на некоторое время отложить проблему строительства новых мощностей на своей территории. В том, что это придется делать, сомнений нет ни у практиков, ни у теоретиков из Института систем энергетики: оборудование иркутских станций (любого типа) новее не становится, а в последние годы дополнительные мощности не вводили. Альтернативное решение, о котором так любит порассуждать на досуге депутат Кочановский, имеется - ограничение потребителей. Кто-то этого хочет?

Депутат и его сторонники требуют проведения экологической экспертизы проекта. Татьяна Стрижова, Юрий Панасенков и Павел Попов не высказались против. Увы, сделать это невозможно, поскольку в прошлом году Государственная дума приняла закон об ее отмене. Вступив в силу (с 1 января 2007 года), закон попутно ликвидировал и структуру, которая могла бы эту экспертизу осуществлять. Теперь в России осталась Главгосэкспертиза, рассматривающая в том числе и экологические аспекты строительства. Именно туда проект достройки БоГЭС и будет отправлен.

Увы, ни г-н Кочановский, ни его сторонники не являются специалистами-гидрологами. Очевидно поэтому, не разбираясь в ситуации, они встретили смехом утверждение, что в Иркутской области с питьевой водой могут быть проблемы. «Байкальские вести» уже писали о том, что областная администрация разработала, а депутаты Законодательного собрания 20 июня утвердили программу модернизации очистных сооружений и водозаборов на 2008-2010 годы. Разумеется, депутат не читал ни саму программу, ни публикации о ней в СМИ, иначе бы знал, что Усть-Илимск и прилегающий к городу район в нее включены.

Зато Кочановский располагает замечательной статистикой роста заболеваний в Усть-Илимске. Особенно он отмечается с 1994 года, то есть за то десятилетие, когда перспектива завершения строительства БоГЭС выглядела весьма туманной. Нужно что-то делать, тут спора нет, и центр «Эколайн» благодарил депутата за ценные дополнения к информации, собранной во время подготовки документов банковского ТЭО, - все материалы комитета нашли там свое отражение. Но нужно быть честным с самим собой и признать: жители области до сих пор относились к окружающей среде по-варварски и своей вины в ухудшении собственного здоровья признавать не желают.

Из уважения к рангу депутата и его избирателям следовало бы опустить и многие другие его заявления, свидетельствующие о непонимании сути явлений, - он, например, посчитал участие Красноярского края в конкурсе на получение средств из Инвестиционного фонда конкурсом на завершение строительства БоГЭС (какового никогда не было). Депутат и его сторонники требуют, чтобы инвесторы проекта нарушили закон и взяли на себя финансирование подготовки ложа водохранилища, которое будет федеральной собственностью. За пользование водохранилищем владельцы ГЭС будут платить государству. Депутат упорно не желает видеть, что Иркутская область уже получает выгоды от строительства новой ГЭС в виде доходов работающих на строительстве граждан и организаций, а в перспективе получит их еще больше. Единственное, на чем он настаивал, - приложить к протоколу 11 тысяч подписей, собранных им благодаря слабой информированности населения.

Мы еще встретимся…

Завершая встречи, сотрудники «Эколайна» подчеркивали, что прошедшие в июне слушания не окончательные, они проведены в рамках всего одной, необязательной в Российской Федерации, процедуры. В ближайшее время должно быть утверждено техническое задание по оценке воздействия на окружающую среду, а в конце года в Красноярском крае и Иркутской области вновь состоятся общественные слушания, во время которых жители области смогут еще раз высказать свое отношение к проекту.

Семен Полоцкий,
Иркутск - Кеуль - Усть-Илимск - Иркутск.

Артур Скальский

©  Байкальские Вести

Прибайкалье Байкал

6743

04.07.2007, 12:42

URL: https://m.babr24.news/?ADE=38775

bytes: 15048 / 15001

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи и новости в рубрике "Прибайкалье" (Байкал)