Один + один = ноль?
В Иркутской области каждая политическая партия имеет право создать две региональные группы для участия в выборах депутатов Государственной Думы 2 декабря. Две группы – это вдвое больше кандидатов, а значит, в случае победы – в два раза больше депутатских мандатов.
Другое дело, что такой случай… не представится.
Партия, намеренная участвовать в выборах депутатов Госдумы, обязана будет разделить федеральный список своих кандидатов на региональные группы. Территории, которым могут соответствовать данные группы, утверждает ЦИК России. У партии есть право включить в свою региональную группу либо одну такую территорию, либо сразу несколько, но в общей сложности партии необходимо создать минимум 80 региональных групп по всей стране.
На территории, которой может соответствовать региональная группа, должно проживать не менее 650 тыс. и не более 1 млн 300 тыс. избирателей. Это требование закона, вот почему в Иркутской области с её 1 млн 745 тыс. избирателей будет образовано две таких территории. Свои предложения по их формированию областная избирательная комиссия уже направила в ЦИК России.
Область предполагается поделить на Братскую (Запад) и Иркутскую (Восток) территории. В расчёт взято количество избирателей и основной вид транспортного сообщения. Города и районы западной группы нанизаны на железнодорожную ветку, как жемчуг на нитку. Здесь в двадцать одном муниципальном образовании первого уровня живёт 816 тысяч избирателей.
В восточную группу, помимо прилегающих к областному центру муниципалитетов, вошли северные районы Приангарья, которые имеют единственный вид транспортного сообщения – авиационный и именно до города Иркутска. Избирателей в этих пятнадцати муниципальных образованиях – 929 тысяч (закон допускает, что региональные группы могут быть сформированы с отклонением в численности избирателей не более 15%).
Казалось бы, раз в восточной группе электората на 100 тысяч человек больше, чем в западной, то в абсолютных цифрах и партии здесь пользуются большей поддержкой. Но, например, для ЛДПР на выборах депутатов Госдумы в 2003 году это «больше» было всего на 17 голосов. «Малочисленный» запад Приангарья принёс партии Жириновского столько же галочек в избирательных бюллетенях, сколько и более населённый восток области.
В отношении других крупных политических партий ситуация такая же алогичная. Вотчина «Единой России» – не восточные Иркутск, Ангарск, Шелехов, а западные Братск, Зима, Усть-Илимск и прилегающие к ним рабочие поселки. Причём в этих посёлках «Единая Россия» четыре года назад собирала до 40% голосов избирателей, тогда как Иркутск принёс ей 25%, что стало самым низким показателем поддержки «партии власти» среди всех городов и районов области.
У коммунистов и аграриев такой ярко выраженной дисгармонии в электоральных предпочтениях не наблюдалось, но они также пользовались большей популярностью на западе, чем на востоке. Особенно это было заметно на выборах Госдумы 1999 года – планку в 30% голосов избирателей КПРФ преодолела сразу в семи городах и районах западной части Приангарья, тогда как на востоке этот показатель повторил только один Усольский район.
Единственная политическая партия, которая традиционно «не дружит» с западом, – «Союз Правых Сил». За него в 2003 году здесь проголосовало почти в три раза меньше избирателей, чем в муниципалитетах восточной группы. За востоком было значительное превосходство и в кампании 1999 года. Крупный успех тогда ждал СПС в областном центре, где партию поддержало едва ли не столько же избирателей, сколько выбрало в 2004 году на третий срок мэром Иркутска Владимира Якубовского.
Но даже если бы в целом политический градус в восточной части Приангарья был таким же высоким, как и в западной, то максимум на что может рассчитывать партия в случае образования двух региональных групп – по одному депутатскому мандату на каждую группу. При этом, если партия образует одну, единую группу у неё появляется не совсем уже и призрачные шансы провести в Госдуму сразу троих своих представителей.
Прогнозы, как известно, дело не благодарное, поэтому разумнее «разложить по полочкам» итоги выборов депутатов Государственной Думы 2003 года, руководствуясь новыми правилами, по которым в декабре будет избираться нижняя палата российского парламента. Картина получится показательная.
«Новая технология распределения депутатских мандатов подробно расписана в законе о выборах Госдумы пятого созыва, – объясняет советник председателя Избирательной комиссии Иркутской области Владимир Подшивалов. – Общее количество голосов избирателей, отданных за партии, которые прошли в парламент, делится на общее количество депутатских мандатов – 450».
Взяв за основу итоги выборов депутатов Госдумы четырёхлетней давности, с помощью нехитрых вычислений узнаём «стоимость» депутатского мандата для кандидата от партии. Получаем чуть более 95 тысяч голосов избирателей. Затем сравниваем эту цифру с количеством проголосовавших за ту или иную партию в отдельно взятой территории, соответствующей региональной группе.
Например, «Единая Россия» на прошлых выборах Госдумы собрала в муниципалитетах, которые могут быть отнесены к Братской группе, более 134 тысяч голосов избирателей. Но полтора депутата не бывает. Итого – 1 мандат и почти 40 тысяч голосов в остатке. Целесообразно эти «лишние» тысячи объединить с остатком другой группы – Иркутской. Здесь единороссов поддержали около 132 тысяч избирателей. И хотя даже в этом случае всё равно не хватает на третьего депутата, но «добавить» на него вполне в состоянии электорат Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (УОБАО политическая партия также вправе включить в свою региональную группу).
Собственно Иркутское региональное отделение «Единой России» намерено образовать именно такую региональную группу, куда войдут целиком вся область и округ. Об этом уже заявлял секретарь Политсовета регионального отделения партии, главный федеральный инспектор по Иркутской области и УОБАО Константин Зайцев.
Что же касается остальных партий, то, как видно из нижеприведённой таблицы, шансы получить хотя бы один депутатский мандат у них появляются только в случае создания одной региональной группы, объединяющей Братскую и Иркутскую территории. Как бы там ни было, окончательное решение по данному вопросу политические партии будут принимать на своих предвыборных конференциях, которые состоятся уже в ближайшие месяцы.