Противников атомного центра в Ангарске судили в Иркутске за закрытыми дверями
1 августа антиядерный экологический лагерь, который стоял под Шелеховом, объявил о создании Байкальской безъядерной республики.
Своей резиденцией граждане ББР выбрали иркутский недострой на улице Ленина, известный в народе как "дом на ногах". Республика просуществовала чуть больше трех часов. После чего правоохранительные органы граничащей с республикой Российской Федерации задержали граждан ББР и судили по российским законам.
Около часу дня в среду возле здания областной администрации несколько человек развернули транспарант "Байкал - не ядерная свалка". При подходе милиции они крепко хватались за транспарант и садились на землю. Журналистам стражи порядка снимать сие действо запретили, ссылаясь на то, что пикет несанкционирован. Через несколько минут пикетчики свернули лозунг и удалились. Милиция обрадовалась. Но рано.
Через некоторое время этот же лозунг, а еще огромный баннер с надписью "СТОП МЦОУ" появился на "доме на ногах", который находится рядом с "серым домом". На втором этаже недостроя экологи поставили две палатки, запаслись продовольствием на два дня, заблокировали лестницы и объявили захваченное здание территорией Байкальской безъядерной республики, свободной от опасных планов Росатома.
Граждане ББР требовали:
- остановить обустройство МЦОУ на базе АЭХК и разорвать соответствующее соглашение Росатома и руководства Иркутской области;
- направить все имеющиеся средства Росатома на решение проблемы радиоактивных отходов, накопленных в России, в том числе на АЭХК;
- запретить любые проекты развития АЭХК до того момента, пока не будет создана полностью безопасная для людей и окружающей среды технология утилизации накопленных радиоактивных отходов;
- ввести полный запрет на ввоз в Россию радиоактивных отходов, включая урановые хвосты и отработавшее ядерное топливо;
- прекратить провокации против экологического движения Иркутской области.
Активисты также потребовали прибытия на территорию ББР главы Росатома Сергея Кириенко для обсуждения их требований.
Вместо Кириенко приехала пожарная автолестница, по которой сотрудники милиции смогли подняться наверх. Несколько граждан ББР добровольно сдались властям и спустились вниз. Трое - Иван Пунанов и Владимир Пырегов из Екатеринбурга и Андрей Ожаровский из Москвы - не оказывали сопротивления, но и двигаться с места отказались. Тогда милиционеры застегнули на них наручники, а Андрея Ожаровского еще и взяли на руки. Они были задержаны, их продержали в милиции вплоть до суда, который был назначен на следующий день в 17.00.
Суд длился дольше, чем жила безъядерная республика, аж 6 часов. Ее участников судили по разным статьям: одних за участие в пикете, других за участие в митинге, а Пырегова и Ожаровского за неповиновение властям. Больше всех досталось Ожаровскому - ему присудили два штрафа: одну тысячу рублей за участие в несанкционированном митинге и еще одну тысячу - за неповиновение.
- Я намерен подавать апелляцию, - заявляет Ожаровский. - Поскольку не участвовал в митинге. Митинг по определению закона - это мероприятие на улице с применением звукоусиливающей аппаратуры. Мы находились в помещении. А значит, это было собрание, на проведение которого не требуется разрешения.
Пока граждане непризнанной республики находятся в изгнании - территории-то у них нет. Но можно сказать, что в таком же изгнании находятся все те россияне, кто против планов Росатома по открытию МЦОУ на базе АЭХК. Их ведь никто не спрашивает, хотят они, чтобы на нашей земле хранились чужие ядерные отходы и производилось ядерное топливо для других стран, или нет.