Встреча заместителя губернатора с мутантами
Мероприятие, состоявшееся во второй половине дня 16 августа на площадке перед зданием обладминистрации, являлось пикетом против размещения в Ангарске Международного Центра по обогащению урана. С его санкционированностью все так и осталось не вполне ясно, но, поскольку характер подобных согласований по закону – всего лишь уведомительный, а не разрешительный, буква закона была полностью соблюдена.
Когда оповещенные развешенными по столбам листовками горожане и журналисты собрались у Серого дома, мероприятие, проводимое группой "Автономное действие" с поддержкой Байкальского движения, уже началось. Собственно, началось оно несколько раньше, с того, что двое "автономщиков" приковались к дверям обладминистрации, и их, как и следовало ожидать, "препроводили для собеседования и объяснений". К сожалению, пресса при этом поприсутствовать не успела – ребята необдуманно поторопились.
Вниманию присутствующих были предложены достаточно живописные людские группы: достаточно редкое оцепление места событий людьми в форме – как обычной милицейской, так и камуфляжной; изобилие людей с фотоаппаратами и штативами для камер, для разминки фотографирующих все вокруг; группа одетых в отрепье и эффектно разукрашенных молодых людей, часть из которых была в масках-страшилках, противогазах и просто марлевых повязках, с транспарантами и растяжками в руках; группы присоединившихся к пикету (а это действо было именно костюмированным пикетом) горожан, в большинстве своем вполне солидного возраста – кстати, тоже с плакатами; бродящая по оцепленному пространству публика, состоящая из интересующихся, сочувствующих, противников и людей "без формы". От имени остальной живой природы присутствовали флора на клумбе и газонах и небольшая серая собачка – при прическе и в костюме с надписью "я против" над знаком радиационной опасности.
Все проходило очень мирно и даже умилительно. Милиция охраняла (и даже вывела из общей тусовки подпившего ангарчанина, который пытался объяснить пикетчикам их неправоту в не совсем парламентских выражениях). Журналисты фотографировали, снимали на камеры и брали интервью. Активисты произносили зажигательные речи, сочувствующие подписывали обращения к губернатору и по одному уносили их в здание администрации, собака искала тень, любопытствующие высказывались. Из Серого дома появлялись одно за другим официальные лица, высказываясь перед камерами и слушающими их горожанами. Г-н Фалейчик фактически пересказывал тезисы г-на Кириенко, точно так же проходя мимо скользких моментов, вопросов и неточностей – а в один из моментов признал, что специалистом не является и лучше бы вопрошающим обратиться к Шопену; но г-н Шопен (как говорили журналисты, присутствовавший на тот момент в здании и прибывший специально посмотреть на пикет), вероятно, смотрел на все это из окна, так что с народом не общался. И г-н губернатор на этой встрече отсутствовал, вероятно, по поводу приезда зарубежного Высокого Гостя, зато заместитель губернатора (г-н Клоков) общался и с "автономщиками", и с экологами, и с журналистами. Последним он, в частности, сказал, что вполне удовлетворен получившимся общением и абсолютной вменяемостью пикетчиков, хотя и предпочел бы обсуждение столь важных тем в другом формате – например, в общественных дискуссиях со специалистами.
Всеобщую идиллию в середине акции несколько подпортил едва не случившийся Инцидент: "автономщики" с поддержкой нескольких присоединившихся граждан попытались пройти в здание обладминистрации "всем коллективом", что, разумеется, не понравилось охране. Марш был остановлен, недоумевающие горожане, держащие в руках листы с подписанными обращениями, растерянно оглядывались в поисках кого-нибудь, кто указал бы им, что делать, сами же ребята из АД начали скандировать требования принять письма и отпустить их задержанных товарищей. Именно вскоре после этого к пикету и вышел замгубернатора, который и пообещал молодым людям, что их товарищей отпустят. Что касается писем-обращений, то несколько человек начали собирать их у подписантов и унесли, чтобы опустить в ящик для обращений граждан к губернатору.
Даже после того, как заявленное время пикета истекло, народ все еще стоял возле Серого дома. Ряды милиции несколько уплотнились, они несколько раз интересовались, почему народ не расходится, но в сугубо мирной форме. Завязалось неформальное общение; силовики объясняли ребятам, что нужно не на митинги ходить и не пиво на набережной глушить, а учиться и работать; все равно-де экологии уже нет, уже ее совсем убили, а если хочется сильно чего-нибудь зеленого – можно взять лопату и сделать газон. Молодежь на это пересмеивалась и отвечала, что они ждут исполнения обещания выпустить их товарищей. Через некоторое время один (по другим словам двое – вроде бы из троих) были отпущены, а освобождение последнего несколько затянулось. По словам капитана из охраны Серого дома - его уже отпустили, по словам самих ребят - он задерживался до написания объяснений.
Несколько небольших выводов.
Вывод первый. Власти и силовики сработали очень грамотно: провокаций не было допущено ни с одной, ни с другой стороны, общение прошло на нормальном, цивилизованном уровне. Окажется ли оно продуктивным – вопрос отдельный, дискуссионных площадок для общения горожан с властями и теми, кого представители власти назвали "специалистами" ни в городе, ни в СМИ не осталось, мнение жителей региона законодательно определено как не влияющее на принятие решений, всевозможные общественные слушания законодательно же определены как рекомендательные, экологическая экспертиза вообще выведена в ранг "как левая нога захочет". НО! Общение власти и не самого "белого и пушистого" народа прошло без трений. Это уже хороший шаг вперед, по крайней мере – в сравнении наших местных властей с властями того же Подмосковья, или Ростова, или еще многих регионов страны.
Вывод второй. Аргументы сторонников МЦОУ, не принадлежащих к числу работников АНХК, сводились к следующим откровенно слабым положениям: экологии все равно уже нету, все равно никто смерти не избежит, зато АЭХК, как и Саянскхимпласт – полезные предприятия, которые делают нужные вещи, и они должны продолжать работать и развиваться. А кто помрет – ну что же, "каждому – свое". И вообще, вся эта экология – это Большая Политика, в которой место Взрослым Людям, и заигрываться не надо, политика есть политика, а жизнь есть жизнь. И в политике не место детям, которые ничего не способны понять и только повторяют за взрослыми то, что те им вбили в головы. И вообще, все здешние пикетчики работают за чьи-то деньги, а кто не за деньги – того развели, как дурака.
Аргументы эти исходят из "трех источников". Источник первый – пренебрежение своей, а тем паче – чужой жизнью. Источник второй – корыстолюбие, надежда на то, что "что-то с этого может перепасть и мне". Источник третий – недоинформированность, считающая себя Истиной в последней инстанции, т.е. глупость человеческая: "от сих до сих - мне все известно, а остальное – неинтересно". С первым сделать ничего нельзя, можно только поступать вопреки дурацкому желанию некоторых вогнать в гроб себя и окружающих, вытаскивать самоубийц из петли вопреки их сопротивлению. В этом процессе должны бы лидировать силы МЧС, но они, как обычно, приходят к шапочному разбору, разгребая завалы и вывозя трупы. Со вторым делать можно и нужно – объяснять всем, кто интересуется вопросом, какие блага и за что получает данный конкретный деятель – и в чем он врет, отрабатывая свои сребреники. С третьим, в принципе, тоже можно бороться – но для этого нужно заполучить в свои ряды существенное пополнение из просветителей, пользующихся доверием простого гражданского населения. Нужны журналисты, массированно дающие объективную информацию. Нужны преподаватели. Нужны, черт бы их побрал, специалисты по безопасности – причем не принадлежащие к обсуждающемуся ведомству.
А встреча "мутантов" с губернатором, хотелось бы верить, все-таки состоится. В теплой, дружественной обстановке... И решит вопросы Большой Разноведомственной Химии, свившей достаточно вонючее гнездышко в Прибайкальском крае. Большая уборка плюс хорошие финансовые вливания на переоснащение и комплектацию современными средствами безопасности ей ну никак не помешают.
Анна Машерова
Фоторепортаж Н.С.Шапаровой: http://today.rubabr.com/photo/?rzd=2007_08_16ns
Фоторепортаж Д.А.Таевского: http://today.rubabr.com/photo/?rzd=2007_08_16dt