Горячий сентябрь
Поздняя волна лесных пожаров пошла на убыль.
По оперативной сводке Иркутской базы авиационной охраны лесов, ко вчерашнему утру на территории области оставалось 10 лесных пожаров, из которых шесть локализованы. Накануне людям, спасающим лес от огня, удалось потушить пять горящих очагов и был обнаружен один новый. Один, а не несколько десятков, как случалось ещё несколько дней назад.
— Значит, осенняя, аномально поздняя волна лесных пожаров пошла на убыль? – спрашиваю я Фёдора ПЕКАРЯ, исполняющего обязанности руководителя Иркутской авиабазы.
— Будем надеяться. Твёрдых гарантий, конечно, нет, но обещания синоптиков вселяют надежду на лучшее. К нашей области приближаются холодные фронты. Не буду загадывать, но по средней и северной частям области уже сегодня могут быть незначительные осадки. По крайней мере один слабенький фронт подошёл к нашей области. А с 13 на 14 сентября ждём очередной фронт, уже по югу области. Гидрометцентр России подтверждает этот прогноз. Холодные фронты пытаются к нам пробиться, но антициклон не пропускает, давит с юга, отодвигает их на север.
— А новый пожар, который вы вчера обнаружили, где возник?
— В Шелеховском районе. И опять, как вы уже писали, в зоне ягодников. На юге же до сих пор сухо и тепло. Те дождички, что прошли недавно, были не настолько сильными, чтобы потушить пожары, но они замедлили их распространение и этим помогли людям локализовать их. А в первую очередь они приостановили возникновение новых пожаров. И самое главное, может быть, это похолодание и осадки заметно ослабили поток людей в лес. Ягодников и грибников в лесу стало меньше, значит, меньше и новых загораний. Многие, выехав на день, на ночь в лесу уже не остаются. Значит, меньше костров.
— Костры, по вашему мнению, остаются главной причиной новых пожаров?
— Конечно, если не сказать – единственной. Ночи уже холодные – без костра не высидишь. Уходить сборщикам на ночь от ягодника резона нет, поэтому многие разводят огонь там, где и воды-то нет. А рано утром они уходят собирать ягоду, не думая, что днём пригреет солнышко, подсохнет роса и от оставленного костра загорится лесная подстилка. Таких пожаров возникла масса. Но надо отдать должное администрациям Шелеховского, Качугского, Ольхонского районов, лесхозам. Они смогли очень быстро мобилизовать всё, что можно было мобилизовать, на борьбу с пожарами. В сегодняшних условиях это непростая задача, сами знаете.
— Да, я обратил внимание, что неделю назад, 5 сентября, когда в лесах области даже без учёта Усть-Ордынского округа одновременно полыхали 77 пожаров, в борьбе с ними было задействовано в общей сложности более полутысячи человек и более 120 единиц наземной гусеничной и колёсной техники.
— И поэтому с большинством пожаров люди справились ещё до тех осадков. Дождички потом только помогли обеспечить повышенную надёжность локализации. А сегодня идёт дотушивание пожаров в Ольхонском районе, куда осадки не пробились. Чуть севернее, в Качугском районе, осадки выпадали, а южнее, к Байкалу, их не пропустил антициклон. И температуры там стоят, по сути, те же, что в Иркутске. Поэтому здесь пожарная опасность сохраняется. Но, повторюсь, в этот раз все хорошо сработали: районные исполнительные власти, лесхозы, авиалесоохрана – свой коллектив тоже похвалю немножко. У нас и сейчас около сотни человек работает на лесных пожарах. Думаю, что им и День работников леса в ближайшее воскресенье встречать на пожарах придётся.
— Встречать свой профессиональный праздник в дыму пожаров довольно обидно…
— А куда денешься, если такое вот аномальное начало у нынешней осени. За 30 лет работы я не помню, чтобы десантники из авиалесоохраны на День работников леса оставались в тайге, выполняя свою профессиональную задачу. Это впервые! Пожары в эту пору случались, но немного и небольшие. Они представляли проблему для наземной лесной охраны. Но чтобы в отдалённых районах пожары задержались до середины сентября – не помню. Это тоже аномалия.
— Зоны авиационного обслуживания лесов определяются обычно труднодоступностью для наземного транспорта. Как нынче туда попали ягодники?
— Вместо обычных в августе дождей нынче долго держалась жара, и многие болота сильно подсохли и стали преодолимы для наземной техники. А среди болот, вот в районе Верхней Тутуры, где тоже сильно леса горели, много озёр. Как раз утиную охоту открывали. Так что костры оставить непотушенными могли не только ягодники.
По количеству лесных пожаров мы совсем недавно и ненамного превзошли итоги прошлого пожароопасного сезона. В прошлом году их было зарегистрировано (без учёта территории УОБАО) 1319, нынче – уже 1376. По лесопокрытой площади, пройденной огнём, нынче выглядим значительно лучше: 37 тысяч га против прошлогодних 120. Это подтверждает слова Фёдора Пекаря о более качественной и оперативной борьбе с огнём лесных спасателей. Но нынче мы, похоже, меньше внимания уделяли сохранности прибайкальских лесов. На территории Прибайкальского национального парка в прошлом году пожаров не было допущено вовсе, а нынче их зарегистрировано уже 27. Только здесь, на территории участка всемирного природного наследия, с весны по вчерашний день огнём пройдено более 3700 гектаров лесов, из которых более полутысячи уничтожено верховыми пожарами. Вот и во вчерашней утренней сводке авиабазы один крупный лесной пожар из числа локализованных указан на территории национального парка. Он догорает на 130 гектарах покрытой лесом площади, 20 из которых уничтожено верховым огнём.