Уникальная коллекция шаманских костюмов
Коллекция костюмов хранится в фондах Иркутского краеведческого музея. Ее собрали в конце XIX-начале ХХ веков. Однако более чем за сто лет зрителями показали лишь два костюма. Остальные четырнадцать еще ни разу не были в экспозиции.
Костюм якутского шамана весит около двадцати килограммов. Его передал музею в конце прошлого века якутский купец Петр Захаров. Как и другие, костюм пролежал в фондах больше ста лет. Долгое время в нашей стране тема религии была под запретом.
У каждого шамана был свой наряд, который отражал философию его владельца и духов-покровителей. Шили его всем родом и ученикам не передавали. "На шаманском костюме есть изображения тех помощников шамана, которые дают ему силу уйти либо в верхний мир, либо в нижний мир, либо общаться с духами в среднем мире", - рассказала Ольга Чернявская, заведующая сектором отдела фондов Иркутского краеведческого музея.
Многие символы на костюмах шаманов повторяются независимо от того, где жили их хозяева. Много похожих языческих символов. По легенде, землю из моря достала лягушка. А заяц, белка, соболь, колонок и горностай помогали небожителям достичь благородных целей. Их шкурки подвешивали к одежде. Такие жгуты носят название зэли - дороги в другие миры. Когда в Сибирь пришли русские, на костюмах появились колокольчики. А круги на одежде - буддийское колесо веры. Чем больше посвящений у шамана, тем больше на его костюме различных деталей. Обязательные атрибуты - трость и бубен. "Когда он берет бубен в руки, как бы духи вселяются, собираются в этом бубне, а через перекладины дух-покровитель шамана входит в него", - говорит Ольга Чернявская.
Из шестнадцати костюмов в экспозиции находятся только два: эвенкийского и тофаларского шаманов. К выставке готов еще один. Остальным требуется реставрация. Проведут ее нескоро, поэтому увидеть их горожане пока не смогут. Специалист краеведческого музея Ольга Чернявская говорит, что по одежде шаманов можно буквально читать историю Сибири. Между тем, специалисты до сих пор не сделали ее описание.