В блокадном Ленинграде маленьким мальчиком иркутянин Евгений Касаткин впервые услышал церковный хор
30 октября он отметил сорок лет с того дня, когда принял духовный сан. Отец Евгений — один из самых уважаемых и опытных священников Иркутска.
Парадокс — священник живет на улице Коммунистическая. Этому факту долго удивлялись редакторы американского православного журнала, которые высылали почту иркутскому протоиерею Евгению Касаткину. Сам отец Евгений не находит свое место жительства удивительным, — с улицы Коммунистической он уже сорок лет каждый день ходит на службу в храм.
День, когда он принял священный сан, для отца Евгения важнее, чем день рождения. Так для любого служителя церкви. Тогда ему было 33 — возраст Христа. Фотографию Иркутского Архиепископа Вениамина, который стал его духовным отцом, хранит до сих пор. Евгений Касаткин, тогда еще житель Ленинграда, нашел отца Вениамина по переписке. В то время рукоположить выпускника юридического факультета мог рискнуть не каждый священник, в советское время за это могли жестко наказать. У Евгения Касаткина даже хотели забрать диплом о высшем образовании.
Евгений Касаткин, протоиерей: «Через 5 лет спохватились и решили отобрать диплом. Прислали даже вызов на ученый совет. Но я не пошел, а просто написал, что я считаю такую постановку вопроса антиконституционной, незаконной. Но потом узнал, что они между собой обсудили — администрация факультета — и решили, что это их вина и больше они не будут никаких действий предпринимать. Диплом у меня остался».
Первый раз нынешнего священника в храм привело простое любопытство маленького мальчика. Церковный хор, который в то время пел в одном из ленинградских храмов, заворожил его на всю жизнь. Блокадный город, умершая от голода мать, детский дом, рацион состоящий из столярного клея и травы: все пережитое тоже повлияло на выбор Евгения Касаткина. Он стал священником, несмотря на то, что в советское время за служение церкви даже не шел трудовой стаж. Сейчас отцу Евгению 73 года, он награжден тремя церковными орденами и имеет самый большой духовный стаж из всех иркутских священников. На пенсию отец Евгений не собирается: говорит, что будет ходить в храм, пока здоровье позволяет. Во всяком случае, сейчас ему этого уже никто не запретит.
Евгений Касаткин, протоиерей: «Сейчас храмов много открылось. То есть свобода совести стала действительной, реальной, а не на бумаге, как в Советское время. Такие изменения, положительные».