Россия должна ответить на вопросы Страсбургского суда о деле Ходорковского
Правительству России предстоит оправдываться перед Европейским судом за возможные нарушения, допущенные властями во время процесса над экс-главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским. Соответствующие вопросы Страсбург уже направил чиновникам.
«Подвергался ли господин Ходорковский не гуманному и унижающему достоинства отношению?» «Почему во время суда его держали в железной клетке, не давали горячую пищу и лишили возможности заниматься физическими упражнениями в дни судебных заседаний?» - это лишь малая часть из тех вопросов, на которые предстоит ответить правительству России европейским судьям в рамках коммуникации по жалобе экс-главы ЮКОСа и его адвокатов.
В жалобе, поданной в Европейский суд в марте 2005 года и дополненной в 2006 году, вскоре после вступления в силу обвинительного приговора, приводятся доводы о том, что в отношении Михаила Ходорковского были нарушены шестая и восьмая статьи Европейской конвенции по правам человека: право на справедливое судебное разбирательство и право на уважение частной и семейной жизни.
«Судом было поставлено 15 вопросов. В действительности вопросов больше, чем 15, потому что некоторые вопросы имеют подвопросы. Вопросы очень принципиальные, важные. Видно, что суд очень неплохо изучил все материалы. Описание фактов занимает порядка 40 с лишним страниц. Обычно жалобы коммуницируются достаточно скупо, Европейский суд любит краткость в изложении. Но даже кратко излагая, вот это очень большой документ. Сейчас он есть на сайте Европейского суда, с ним можно ознакомиться. Там же на сайте Европейского суда можно найти эти вопросы. Там говорится о возможных нарушениях. На этой стадии никто не утверждает, что нарушения были, или что их не было. Но возможные нарушения там представлены в виде нескольких статей Европейской конвенции. Конечно, центральной статьей является статья шестая - "Право на справедливое судебное разбирательство". Жалоба, конечно, это объемный документ. Вот и вопросов получилось много», - говорит адвокат Михаила Ходорковского Каринна Москаленко.
Каринна Москаленко подчеркнула, что рассмотрения жалобы адвокаты не будут комментировать вопросы Европейского суда, так как суд предоставил слово правительству России. Надо дать правительству возможность ответить.
Юрий Шмидт, адвокат команды Михаила Ходорковского, отметил в интервью Радио Свобода, что его доверитель просил адвокатов не слишком афишировать продвижение дела в Европейском суде, поскольку (и Ходорковский неоднократно это заявлял) он рассчитывает добиться правосудия именно в России. Для него это принципиальный вопрос. Тем не менее, и адвокаты не раз заявляли об этом, решение Европейского суда, конечно, в том случае, если он удовлетворит жалобу, откроет перед Михаилом Ходорковским возможность добиться повторного рассмотрения его уголовного дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Однако на скорую работу страсбургских судей пока рассчитывать не стоит.
«Я должна отметить, что в настоящее время Европейский суд не отличается скоростью работы. И не потому, что им не хотелось бы рассматривать дела быстро, а потому что дел скопилось в Европейском суде очень много. Очень много не рассмотренных российских дел. Поэтому рассчитывать на очень быстрое рассмотрение этой жалобы с вынесением окончательного судебного решения по поводу мы не должны, еще и принимая во внимание объем этой жалобы, количество нарушений, которое мы просили рассмотреть. Ведь статья 6-я "Право на справедливое судебное разбирательство" - это ключевая статья, о которой мы пишем в жалобе. Это статья, которая состоит из трех параграфов. И по всем параграфам были поставлены вопросы. Вопросов по каждому параграфу несколько. Это комплексные вопросы. Поэтому правительство должно ответить до 12 февраля. А уже после этого дается возможность стороне заявителя опровергнуть или возразить против ответов правительства», - рассказывает Каринна Москаленко.
Между тем за Страсбургом уже числиться решение в пользу другого важного фигуранта дела ЮКОСа Платона Лебедева. Европейский суд по правам человека признал незаконным содержание его под стражей с 31 марта по 6 апреля 2004 года и постановил компенсировать бывшему совладельцу ЮКОСа 3000 евро в счет компенсации морального вреда и 7000 за судебные издержки.
Тем временем в Чите заканчивается ознакомление Михаила Ходорковского и Платона Лебедева с материалами нового уголовного дела. На этот раз бизнесменов обвиняют в хищении и легализации 450 миллиардов рублей и 7,5 миллиардов долларов.
Говорит адвокат Платона Лебедева Елена Липцер: « Суд удовлетворил ходатайство обвинения и ограничил срок ознакомления до 22 декабря. Соответственно, 22 декабря ознакомление закончится. Мы сможем после этого заявить некие ходатайства по окончании ознакомления с делом. И дальше с дело будет передано в суд.
К сожалению, неизвестно, в какой суд передадут дело. Хотя этот по закону этот суд может быть только в Москве, поскольку все инкриминируемые деяния, по мнению следствия и обвинения, совершались в Москве и Московской области».
Как рассказала Елена Липцер, следствие по этому делу также должно было проходить в Москве. Об этом есть решение Басманного суда, которое до сих пор не отменено, согласно этому решению постановление об определении места производства следствия в Чите было незаконным. Между тем следственные органы ссылались на норму Уголовно-процессуального кодекса, согласно которой, в некоторых случаях следствие может проводиться по месту нахождения обвиняемых. Суд же нельзя проводить по месту нахождения обвиняемых, такой оговорки в законе не предусмотрено. Таким образом суд над Михаилом Ходорковским должен состояться только в Москве.
«12 декабря состоится рассмотрение очередного надзорного представления в судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда. Я очень надеюсь, что судьи Верховного суда поддержат своих коллег из президиума Московского городского суда, которые пришли к выводу, что решение Басманного суда законно и должно быть оставлено без изменений. Поэтому у меня надежда есть, что все-таки решение Басманного суда отменено не будет, хотя для нас сейчас это уже, в общем-то, не имеет такого большого значения, поскольку следствие уже фактически подходит к концу. Теперь для нас самым важным, конечно, вопросом является, где будет суд».
Однако ответ на этот вопрос, по мнению адвокатов и Михаила Ходорковского, и Платона Лебедева, вряд ли придет раньше начала следующего года.