Иркутян выкуривают из своих домов
Исторический центр методично выжигают застройщики новой волны, город теряет свое лицо, и никому до этого нет дела...
Центр Иркутска застраивается невиданными масштабами и темпами. Современные здания офисов, торговые центры, бутики и просто магазинчики ласкают взгляды иркутян и гостей города тонированными окнами и стеклянными витринами по европейским стандартам. Казалось бы, жить и радоваться — не отстает столица будущей агломерации от общемировых тенденций градостроительства. Только вот вопрос: какой ценой и за чей счет появляются в центре Иркутска новые здания?
Старые деревянные дома (многие, между прочим, памятники деревянного зодчества) с молчаливого согласия властей методично выжигаются для освобождения перспективных квадратных метров под строительство. Люди, поселившиеся в свое время в центре Иркутска, уже несколько лет бьют тревогу: «Нас выжигают коммерсанты! Помогите кто-нибудь...» В ответ — тишина. Еще в сентябре 2005-го замначальника Главного управления МЧС по Иркутской области Валерий Перфильев открыто заявил о том, что в центре Иркутска зафиксирована серия поджогов деревянных домов:
— Цель поджигателей — получить земельные участки в центре города. Из материалов аналитической справки отдела дознания ОГПИ города Иркутска: «За 11 месяцев 2006 года в центральной части города Иркутска произошло 26 пожаров в жилых домах, из них по причине поджога — 20.
Возбуждено 6 уголовных дел, по 14 материалам проверки по фактам пожаров сотрудниками РОВД вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела».
Три дня подряд в марте нынешнего года горел дом № 5 по улице Каландаришвили. Сразу после поджогов Виктор Марковцев, и. о. заместителя начальника управления государственного пожарного надзора Иркутска, прокомментировал:
— Проводится следствие. У нас есть показания, что там видели людей, изымается жидкость, которая была на месте, испытательно-пожарная лаборатория делает анализы, все это потом обобщается и передается в органы следствия.
Из аналитической справки отдела дознания ОГПИ города Иркутска: «За истекший период 2007 года в центральной части города Иркутска произошло 30 пожаров в жилых домах, причина 19 из них — поджог, материалы проверки по этим фактам переданы в ОВД. Возбуждено 8 уголовных дел, к уголовному делу по факту пожара в жилом доме 5.03.07 года по улице Каландаришвили, 5, приобщены материалы проверки по пожарам 3.03.07 года и 4.03.07 года по вышеуказанному адресу».
Отчаявшись получить защиту, люди вынуждены прибегнуть к охране своих квартир. Дело дошло до того, что по ночам иркутяне несут дежурство в своих дворах, караулят, чтобы дом не подожгли. На вооружении у дружинников новой волны — биты, помощники — собаки. Люди понимают, что они владеют лишь жилплощадью, а не землей, на которой стоит дом. Знают это и бизнесмены новой волны, стремясь любой ценой заполучить участки в центре Иркутска.
Возникает вполне резонный вопрос: куда смотрит милиция, которую содержат налогоплательщики? Не стоит особо надеяться — еще в 2004 году начальник милиции общественного порядка ГУВД Иркутска Александр Мангутов заявил, что в данное время милиция не в состоянии полноценным образом осуществлять охрану правопорядка, поэтому помощь частников необходима.
Вскоре администрация отрапортовала, что 200 служащих внутренних войск будут обеспечивать порядок и безопасность на улицах Кировского, Октябрьского и Куйбышевского районов. Потом на охрану спокойствия горожан бросили курсантов школы МВД. Кстати, ни тех ни других автор этих строк так ни разу и не видел. И что в результате? Горят дома, как и прежде.
...Двухэтажный деревянный дом № 4 по улице Байкальской — один из лакомых кусочков для коммерсантов. Глаз на него положили еще пять лет назад — именно тогда в доме произошел первый пожар. Неизвестные подожгли подъезд и подперли дверь, чтобы пожарные не успели потушить пламя. Огонь погасить удалось, но с этого момента жильцам отказали в приватизации квартир. Свои права на жилье успели оформить лишь несколько семей.
— Мы убедились, что наш дом стоит в стратегически важном месте, которое многим интересно и выгодно, — считает Валерий Блинков, житель дома. — У нас было уже три пожара! И все по одинаковой схеме: неизвестные подпирают дверь и поджигают подъезд.
Все жители дома объединились в этой войне за свою территорию. Сначала мужчины по очереди несли ночную вахту в старом железном киоске во дворе.
— Потом мы установили видеокамеры, скидывались по восемь тысяч с квартиры, — рассказывает житель этого дома Николай. — Но одну камеру уже кто-то у нас украл! Я уверен, что деревянные дома в центре города намеренно поджигают, чтобы освободить землю под строительство.
Пока еще ни один поджигатель не пойман и не посажен за решетку. А безнаказанность — она развязывает руки. И поджоги продолжаются. Кстати, если обгоревший дом внесен в реестр архитектурных памятников, снести его нельзя и строить на его месте тоже ничего нельзя. Власти обязаны памятник восстановить. Но кто скажет, сколько памятников деревянного зодчества восстановлено в последнее время в Иркутске? Практически ни одного. Немым укором стоят обгорелый деревянный квартал на Карла Либкнехта, двухэтажное здание на улице Каландаришвили, знаменитый дом Шубиных, и т. д.
Люди не только лишаются своего угла, город теряет самое ценное — свою историю. А на охрану общественного порядка между тем продолжают выделять деньги. Так, на 2008 год для организации работы пунктов охраны общественного порядка и муниципальных национальных дружин Иркутска будет отпущено 26 млн 500 тыс. рублей.
Вот только смогут ли хотя бы в следующем году жильцы деревянных домов спать спокойно? Или им следует паковать вещи, чтобы в случае поджога суметь эвакуировать самое необходимое?