18+

Юлия Мамонтова

©  Областная газета

Иркутск Байкал

7448

29.12.2007, 13:04

Путешествие в будущее

Проектом «Большой Иркутск» заинтересовалась строительная компания из Кореи.

Такие праздники, как день рождения или Новый год, по сути своей события не очень веселые, ведь эти даты приближают нас к старости. Но так считают неисправимые пессимисты. Оптимисты же в эти дни с надеждой смотрят в будущее, загадывают желания, мечтают. Депутат Законодательного собрания Иркутской области и президент Фонда регионального развития Алексей Козьмин уже не первый год уверен, что Иркутск со временем станет большим мегаполисом, который сможет на равных конкурировать с другими крупными городами Сибири и даже всей страны. За относительно небольшой срок идею агломерации Иркутска, Ангарска и Шелехова подхватили многие, от студентов до министров. Сейчас она не просто витает в воздухе, а обрастает плотью многочисленных проектов, для того чтобы в ближайшие годы предстать перед нами в виде настоящего мегаполиса, красивого и удобного, откуда никуда не захочется уезжать. Накануне Нового года мы совершили путешествие в будущее Большого Иркутска.

Агломерация предопределена исторически

Офис Фонда регионального развития находится в здании крупного делового центра на улице Рабочей, рядом с огромным магазином обуви. Покупатели, занятые поиском вечерних туфель, вряд ли догадываются, что буквально за стенкой решаются вопросы, на два порядка глобальнее выбора обуви, но в то же время имеющие прямое отношение к этой маленькой проблеме. Сотрудники ФРР разрабатывают проект Большого Иркутска, в котором будут хорошие дороги, красивые дома и удобные магазины. Здесь определяется судьба агломерации.

На экране ноутбука пресс-секретаря ФРР Светланы Калининой – карта мегаполиса. Знакомые очертания Иркутска, Ангарска и Шелехова опутаны лентами транспортных артерий, которые прочно связывают три города.

– Еще когда проектировались Шелехов и Ангарск, предполагалось, что они станут расти навстречу друг другу. Студенты будут ездить оттуда на учебу в иркутские университеты, а жители областного центра, наоборот, – работать на промышленных предприятиях городов-спутников, – поясняет Светлана Калинина.

Само понятие «агломерация городов» появилось в 1950-х годах. Тогда европейские страны и США столкнулись с тем, что жители стали активно перемещаться из одного муниципалитета в другой с самыми разными целями – кто-то ездил на работу, кто-то на учебу, кто-то приобретал недвижимость в менее дорогом городе. Тогда-то лексикон географов и экономистов пополнился словом, имеющим латинские корни – agglomero значит «присоединяю». И здесь речь идет не о насильственном присоединении, решенном росчерком пера важного чиновника, а естественном историческом процессе. И теперь, если взглянуть на карту Старого Света, можно убедиться, что там целые регионы подчас представляют собой одну агломерацию, где от одного до другого города можно добраться за 20 минут.

– В городах, расположенных недалеко друг от друга, постепенно становится единым рынок труда, недвижимости, услуг. Возникает необходимость координировать действия, чтобы не возникали ситуации, когда один муниципалитет решил в определенном месте возвести жилые дома, а другой там же – построить новый завод. Сейчас подобные трения возникают у Москвы и Московской области. Иркутск, Ангарск, Шелехов уже сейчас влияют друг на друга, связи между городами становятся все прочней По нашим данным, 12% ангарчан и 20% шелеховчан ездят на работу в Иркутск. Реализуя совместные проекты, города могут значительно экономить ресурсы.

Тема государственной безопасности позволила идее иркутской агломерации выйти на федеральный уровень. Сейчас по ту сторону юго-восточной границы России, в Китае, сформировалось уже 20 мегаполисов, в каждом из которых проживает порядка 1 млн. человек. Нам тоже необходимо создавать свои форпосты. Но сибирские территории с каждым годом пустеют. Мало того, что у нас, несмотря на определенные демографические успехи, все еще идет убыль населения, так еще и уезжают самые лучшие – молодые, перспективные, работоспособные. По некоторым данным, порядка 15 тыс. жителей Иркутской области ежегодно покидают регион в поисках лучшей доли.

Красные и синие линии

– У меня много знакомых уехало из Иркутска, сейчас они часто за меньшие деньги работают в других городах, потому что там есть возможность профессионального роста, там комфортнее и безопаснее жить. Качество городской среды в том же Красноярске, Новосибирске или Томске выше, чем в Иркутске. А для квалифицированных, образованных людей именно качество жизни сейчас выходит на первый план. Им важно, как благоустроены улицы; как налажено транспортное сообщение; важно, в какой поликлинике их будут обслуживать; в какой детский сад пойдут дети. Нам нужно понять, что когда теряется верхушка трудоспособного населения, то город начинает вырождаться, и регионы всегда конкурируют именно за эту часть населения, – говорит Алексей Козьмин.

Мы стоим у карты, на этот раз не виртуальной. Проект Большого Иркутска висит на стене кабинета президента ФРР. Некоторые участки окрашены розовым – это предполагаемые места будущей застройки. Еще на карту приклеены скотчем шнурки синего и красного цвета. Красные обозначают линии будущих автотрасс, синие – маршруты скоростного рельсового транспорта, известного как «скоростной трамвай». Шнурки можно перемещать, ведь транспортные схемы меняются. Проектировщики пока еще определяют, где проляжет путь скоростного трамвая, который должен соединить все города агломерации, – рядом с федеральной автотрассой или железной дорогой. Правда, у железнодорожников есть свой проект, который стартовал в этом году – рельсовый автобус, курсирующий от Иркутска до Усолья-Сибирского.

– Мы провели опрос и выяснили, что люди считают оптимальным, когда время на дорогу от дома до места работы или учебы у них занимает меньше часа. Сейчас те же ангарчане тратят гораздо больше времени на поездку в Иркутск. По расчетам, которые мы получили недавно, с введением скоростного рельсового транспорта этот путь будет занимать не более 35 минут, – поясняет Алексей Козьмин.

Трасса первой категории

Вместе с президентом ФРР мы едем в возможный центр будущей агломерации через центр исторический. Вдоль усталых деревянных домов медленно продвигаемся к мосту через Ангару, развить скорость хотя бы человеческого бега мешает транспортный затор. По мнению моего собеседника, историческую часть Иркутска надо срочно спасать – реконструировать, реставрировать. То, как сегодня выглядит сердце столицы Восточной Сибири, давно уже никого не устраивает. В Фонде регионального раз-вития планируют привлечь к реконструкции ученых из Томска, которые изменили до неузнаваемости свой город, приведя в порядок памятники деревянного зодчества. То же самое Алексей Козьмин советует сделать и в Иркутске.

Наконец, вытолкнув машину из пробки, приезжаем на Трактовую. Здесь по планам должна расположиться промышленная зона. Далее – объездная дорога. Она, по замыслу проектировщиков, должна стать трассой первой категории безостановочного движения, где будут только надземные или подземные пешеходные переходы. В самом Иркутске трасса повернет и через новую Ушаковскую развязку, а потом пересечение улиц Красноярской и Советской выйдет на Байкальский тракт. Супер-дорога может появиться к 2015 году.

Вообще, в Большом Иркутске планируется сделать немало новых дорог и развязок, главным же транспортным узлом станет новый аэропорт, строительство которого запланировано в пади Ключевой. Близость этого объекта должна сделать крайне популярным Ленинский район. Есть предложение рассматривать Ново-Ленино как площадку для массового жилищного строительства, даже высказывается мнение о необходимости сноса под многоэтажную застройку частного сектора. А корейская компания «B.K.B CO., LTD» заинтересовалась землями от болот до Ново-Ленинского кладбища, где можно возвести целые микрорайоны. И это далеко не единственный инвестор, проявляющий интерес к агломерации. В будущем мегаполисе планируется к 2020 году сдать 7 млн. кв. м жилья.

Большое будущее Малой Елани

На повороте к деревне Малая Елань останавливаемся и уже пешком идем по дороге, разделяющей два огромных поля. Вышеуказанная «B.K.B CO., LTD», являющаяся в Корее одним из крупнейших застройщиков, хочет на этих пустошах возвести многофункциональный административный центр. Глянцевая презентация у нас с собой, но, глядя на красивую картинку, не верится, что он может появиться в этой глуши.

– Алексей Павлович, скажите, вы сами верите, что все это может осуществиться? – прямо спрашиваю у депутата.

– Да, верю, хотя не раз сталкивался с, мягко говоря, ироничным отношением к идее агломерации. Многие называли наш проект Нью-Васюками. Но сейчас, по прошествии двух лет, даже люди, которые смеялись над этой идеей, признают, что она начала претворяться в жизнь самым серьезным образом. Вопрос решается на правительственном уровне, к нам приезжают солидные инвесторы, а не одиночки-авантюристы. И вспомните: наши деды и отцы тоже не верили, что на Ангаре появятся гидроэлектростанции, будут построены гигантские заводы, новые города. Все, что нас окружает, это чья-то сбывшаяся мечта. Мне хочется, чтобы у нашего города было красивое будущее…

Так… начинали мы с обувного магазина. Какая выгода его покупателям от агломерации? Авторы проекта, а точнее множества проектов под вывеской «Большой Иркутск», считают, что объединенный город с общим населением в 1 млн. человек привлечет крупные федеральные компании, которые привезут новые технологии, большой ассортимент товаров и собьют цены. В том числе и на обувь.

Наша небольшая экскурсия заканчивается. У края поля стоит синий павильон «шашлычки», мужчина рубит дрова, а напротив бабушка продает метлы. Вряд ли они знают, что в будущем здесь может вырасти деловой центр, но будем надеяться, что и эти люди найдут себе место под крылом Большого Иркутска.

Юлия Мамонтова

©  Областная газета

Иркутск Байкал

7448

29.12.2007, 13:04

URL: https://m.babr24.news/?ADE=42303

bytes: 9797 / 9769

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи и новости в рубрике "Иркутск" (Байкал)