Замахнулись на Шекспира
С аншлагом в Иркутском музыкальном театре прошла премьера балета «Ромео и Джульетта».
Перед началом спектакля многих охватывало волнение: все-таки один из самых известных балетов. Да что там известных — великих! Его ставят на крупнейших театральных сценах мира. Лучшие режиссеры. Это мировая классика! Казалось, осилить такую махину для небольшой труппы — задача практически нереальная... Хватит ли у иркутян сил и фантазии, чтобы выглядеть достойно? Теперь уже можно сказать, что хватило...
Балет «Ромео и Джульетта» был написан Сергеем Прокофьевым в 1936 году. Известный балетмейстер Леонид Лавровский осуществил первую постановку балета в 1940 году в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова. Спектакль стал триумфом и композитора, и балетмейстера, и исполнителей главных ролей — Галины Улановой и Константина Сергеева.
В багаже у главного балетмейстера ИМТ Людмилы Цветковой и раньше были большие постановки, к примеру «Сотворение мира» и «Золушка». Но «Ромео и Джульетта» — это совсем другое дело. Спектакль сложен и в плане драматургии, и в плане хореографии, и его успех во многом зависит от изобретательности постановщика.
А в нашем случае изобретательность Людмиле Цветковой была нужна особенно, так как возможности балетной труппы ИМТ весьма ограничены. Скажем, когда недавно «Ромео и Джульетту» ставили в Большом театре, там только в кордебалете было задействовано около сотни танцовщиков. Труппа иркутского театра насчитывает всего двадцать человек.
Находчивость режиссера проявилась уже в прологе. Людмила Цветкова решила отказаться от классических клише, от исторической реконструкции Средневековья, исходя из того, что трагическая история любви Ромео и Джульетты могла произойти где угодно и когда угодно. Создатели не стали городить помпезные декорации с претензией на бытоподобие, предпочтя мобильные раздвигающиеся конструкции на манер пазлов, которые в разных ситуациях изображали то площадь в Вероне, то дворец Капулетти, то келью патера Лоренцо. Благодаря виртуозной работе художника по свету заслуженного работника культуры Галины Мельник происходящее действие обрело выразительность и глубину, к примеру, струящийся голубоватый свет, сопровождающий сцену свидания Ромео и Джульетты, создавал нежную, лирическую атмосферу, а зловещие, кровавые всполохи придавали сцене поединка Меркуцио и Тибальда дополнительную динамику и экспрессию.
Ведущие партии в балете исполнили молодые солисты Мария Стрельченко (Джульетта) и Сергей Полухин (Ромео). Марии Стрельченко удалось показать трепетность и детскую непосредственность героини, а Сергей Полухин сделал акцент на романтическое начало в образе своего героя. Невозможно не сказать несколько слов об исполнителе роли Меркуцио — Вячеславе Гладких, которому просто блистательно удалось передать бунтарский дух самого яркого персонажа трагедии.
Его фантастические прыжки и пируэты заставляли зрителей срываться на аплодисменты в самых неподходящих местах. Хорош был и Юрий Щерботкин в роли Тибальда. Когда он появлялся на сцене, реально становилось страшно, столько в его облике было брутальной агрессии, жестокости, жажды мести. На мой взгляд, это большая удача спектакля.
Единственное, что мне показалось спорным, так это финал, в котором был взят слишком быстрый темп. Зрители буквально не успевали опомниться от стремительности происходящих событий. Особенно это проявилось в сцене смерти главных героев. Трагедия происходит буквально в считанные секунды, а ведь хочется ее осмыслить, пережить вместе с героями...