Нераковый корпус, или почему Тишанин - не Иванов
27 ноября 2007 года, аккурат за пять дней до выборов депутатов от "Единой России" в Госдуму 5 созыва, в Иркутске "открыли" многострадальный новый корпус онкологического диспансера, или, как его гордо именуют на информационных досках вокруг строительства - Онкологического Центра.
Мы не ошиблись, ставя слово "открыли" в кавычки. Согласно правилам русского языка, в кавычки (в данном случае) должно ставиться слово, перед которым опущено, из природной скромности, словосочетание "как будто".
В день открытия около нового, хирургического корпуса собралось много чиновников всех мастей - та прослойка человечества, которая в профессиональной среде именуется не совсем приличной аббревиатурой VIP. Тележурналисты показали по всем каналам красивую картинку - новый чистенький корпус, операционные столы, бестеневые хирургические лампы. Было сказано много красивых слов, из которых напрямую следовала та самоотверженная забота областных властей об иркутянах, которая и должна наличествовать, по уму, за имеющуюся зарплату и немалые льготы. Директор департамента здравоохранения области Игорь Ушаков публично заявил, что "позиция администрации Иркутской области - на совершенствование материально-технической базы нашего здравоохранения - для того, чтобы оно соответствовало всем современным требованиям медицины".
И все бы ладно - несмотря на то, что истории нового корпуса онкодиспансера уже давно отведено место в книге рекордов Гиннеса, в разделе "самые бестолковые решения", если бы не одно маленькое "но". Сразу после того, как шампанское было выпито, а высокие гости удалились вместе с тележурналистами, корпус снова закрыли, операционные столы вынесли, а охране настрого приказали никого постороннего на территорию стройки (охватывающей не только каркасы будущих зданий, но и свежепринятый корпус) не пропускать.
М., врач онкодиспансера:
- Забрали два наших операционных стола, привезли в новый корпус, сделали как бы операционную. Пришлось отменять операции на два дня, так как еще день ушел на стерилизацию столов. Возможно, из-за этого кто-то умер...
История нового корпуса онкодиспансера - грустная и поучительная. Первый проект его был сделан еще в советские времена - тогда новый корпус должен был соседствовать со СПИД-центром инфекционной больницы. Строительные работы начались в середине 90-х, и тогда же и закончились. Уже возведенные стены пришлось сломать - сделанные в худших традициях российского головотяпства, они начали падать уже через пару лет долгостроя.
В 2002 году областная администрация объявила конкурс на право получить подряд. Победитель, ГИПРОДОРНИИ, уже через 6 месяцев с удивлением узнал, что финансировать проект никто и не собирался. Онкодиспансер, как и все сооружения подобного масштаба, строится на долевом участии федерального центра и региона. 52 миллиона, выделенные Москвой, были освоены в мгновение ока - а в региональном бюджете отсутствовала даже строчка, упоминающая о строительстве. Зимой 2003 года строители устроили настоящую забастовку, так как несколько месяцев не получали зарплату.
Несмотря на клятвенные обещания сдать объект (не весь, только один корпус) в 2005 году, волокита продлилась до конца 2007 года. Новый губернатор и его команда оказались не расторопнее прежних - к концу 2007 года, с большим трудом, удалось закончить лишь строительство хозяйственного блока и подвести инженерные сети. К концу 2007 года выяснилось, что для завершения только строительных работ всех четырех корпусов по существующим ценам необходимо полтора миллиарда рублей - сумма, достаточная для строительства, например, 600 благоустроенных двухэтажных коттеджей.
К., чиновник областной администрации:
- Все получается как с новым мостом. Федеральные деньги пустили на строительство, а региональные же никто и не думал выделять. Кому это нужно - губернаторской команде здесь не жить, людям в глаза не смотреть...
Старое здание онкодиспансера не ремонтировалось 40 лет, и с трудом выдерживает даже минимальный наплыв посетителей. Да вот такая маленькая деталь: чтобы сдать одежду в гардероб, приходится ждать, пока кто-то выйдет и заберет свою. Между тем ситуация с онкозаболеваниями в регионе просто катастрофическая. Иркутск и Ангарск - лидеры России по онкозаболеваниям, каждый пятый житель Иркутской области - онкобольной или входит в группу риска. Врачи тщательно скрывают статистику онкозаболеваний как минимум последние 10 лет, так как в случае ее публикации бегство населения из региона может стать массовым.
Сейчас старое здание онкодиспансера ежедневно пропускает минимум 800 человек, врачи проводят 11 тысяч операций в год. То, что больные лежат в коридорах, уже никого не удивляет - это норма. Однако ситуация, похоже, никак не задевает чиновников областной администрации.
Виктория Дворниченко, главный врач онкологического диспансера:
- Последнее время мой рабочий день начинается с жалоб пациентов на невыносимые условия в нашей больнице...
Нет никаких сомнений в том, что так называемое "открытие" хирургического корпуса - не более чем показуха областных чиновников перед выборами. Показуха, прямо скажем, позорная, так как речь идет не о каком-то там инженерном сооружении, а о жизнях и надеждах тысяч людей. Говорят, первый вице-премьер Сергей Иванов, в ответ на сделанное ему Александром Тишаниным предложение "открыть" (через неделю после первого его "открытия") новый ангарский мост, раздраженно бросил в толпу сопровождающих лиц: "я недостроенные объекты не открываю". К сожалению, Тишанин - не Иванов, он может и мост три раза "открыть", и сквер, модернизированный на городские средства, и пустой корпус онкодиспансера.
При этом справедливости радо нужно заметить: "недооткрытый" мост, по крайней мере, работает - хоть пока и в одном направлении. Чего не скажешь о пустом онкологическом "дворце"... А ведь в случае, если агломерация, на которой делает политкапитал нынешняя губернаторская команда, все же состоится, придется строить далеко не одно здание масштаба онкоцентра, причем тоже не только на средства федерального бюджета...
Дмитрий Таевский, БАБР.RU