Дело Мастера боится...
Ушедший, 2007 год, стал для Александра Дмитриевича Князева юбилейным. Фотографу, чье имя известно далеко за пределами Иркутска и даже за границей, исполнилось 60 лет.
Неудивительно, что свою персональную выставку он назвал «Золотое сечение. 40х60», где дата – 40 – обозначает годы, отданные фотоискусству, 60 – возраст, а все вместе - популярный при печати фотографий формат.
Вернисаж открылся в январе уже 2008, сразу на двух выставочных площадках. В галерее современного искусства «Дом художника» представлены работы последних лет, а в выставочном комплексе имени В. Рогаля дана ретроспектива за прошедшие десятилетия.
Конечно, лучше всего начать знакомство с выставкой «от истоков». То есть с Дома Рогаля.
Необычно, но под работы Александра Князева отдали все три этажа музея! На самом первом – снимки еще советских времен, черно-белые.
Сразу привлекает внимание фотография под названием «Молитва о свободе». Несколько осужденных в церкви, видимо, тюремной или в колонии. Строгие лица, огоньки церковных свечей. Почему-то сразу ясно, что все получили срок заслуженно, но как-то верится в лучшее. Что выйдут на свободу и начнут совсем другую жизнь.
Очень хорош снимок «Парад Победы». Это – настоящий исторический кадр. Ветеран-инвалид с протезом вместо ноги, провожает взглядом идущих мимо него в праздничной колонне других ветеранов. Идут по Карла Маркса, мимо знаменитой «тридцатки». Наверное, многих, чьи лица запечатлены здесь, уже нет в живых. Но они не ушли совсем, их навсегда сохранила фотография.
Как документ эпохи воспринимается и серия «Улица Советская». Конечно, имеется в виду не конкретная улица в Иркутске ( тем более, что как минимум три снимка сделаны в Улан-Удэ ), а собирательный образ советских времен. Наиболее сильно впечатляют несколько работ. Та, где изображена старуха и коляска рядом с ней на крыльце деревянного дома. И вторая, более позитивная. Беременная женщина идет по улице, мимо дома под снос. Тут и надежда на будущее, и преемственность поколений.
Удивляет и запоминается «Ундина». Вроде бы просто линия берега, уходящая к горизонту. И, в то же время, женский профиль.
Более декоративен «Берег Вселенной», тут зритель видит сухую корягу у линии прибоя моря или озера, и маленького ребенка. Символично, глубоко, хотя и несколько искусственно. В отличии, например, от «Ундины», где все создано природой.
Сильное впечатление производит и «Первый Спас», запечатлевший вид на церковь. На фоне неба здание, построенное людьми, кажется крошечным. Сразу возникает множество мыслей, например, о масштабах земного и небесного… Очень сильная фотография!
На втором и третьем этажах музея размещены работы разных лет. Самый «старый» здесь, пожалуй, снимок «Автопортрет с отцом», остальные более «молодые», а есть и совсем новые. И цветные, и черно-белые.
Мастерство фотохудожника можно оценить по портретам. И зрителю предоставлена такая возможность – Александр Князев показал на выставке серию фотопортретов известных людей. Это широко известные личности: М. Ульянов, В. Астафьев, Д. Самойлов, далай-лама и другие. Лично мне больше всего понравилось, как запечатлены Д. Самойлов (та фотография, на которой он в куртке, где-то на улице или в парке) и В. Венгер. Удалось передать характер, и, в общем-то, даже не зная ничего об этих людях, можно предположить, чем они занимаются и почему стали популярны.
Очень хорошая серия посвящена Парижу. Видимо, это что-то вроде путевых заметок в форме фотографий. Красиво, интересно разглядывать, и здесь еще и тонкий юмор. Вот работа под названием «Химеры. Нотр-Дам», на которой мы видим просто людей при входе в храм. Но один из них очень уж напоминает Квазимоду… А самый лучший снимок в этой серии – «Парижские истины».
На выставке представлено много великолепных пейзажей. Черно-белая «Весна», «Весна» (та, где цветы во льду. Очень символичный снимок! Жизнь не заморозишь! ), «Шторм», «Луч свыше», «Лодка». Грустный «Спас на Селенге» - всегда печально видеть заброшенные здания, а тем более церковь.
Но две работы выделяются из общего ряда. Это «Осенний ноктюрн» и «Лесоповал». На первой мы видим осенний лес, на второй, согласно названию, погубленные деревья. Однако все портят люди, которых фотограф зачем-то вставил в изображение. Очень красивый лес, с еще не совсем опавшими разноцветными листьями, прямо-таки чувствуешь запахи и шелест. И… женщина в каком-то тряпье. Она тут настолько не нужна, что глаз отказывается ее замечать. Хотелось оживить снимок? Так надо было добавить зверушку – белочку, оленя, или птицу. А женщина портит гармонию, ей здесь не место. Та же история и с «Лесоповалом». Срубленные деревья – очень сильный образ. В принципе, можно уже на этом и остановиться. Ну, в крайнем случае, добавить бурундука или птицу, ищущую свое гнездо. Но мы видим на одном из пней голого человека. И сразу пропадает что-то очень важное. Человек здесь уже испортил все, что можно. И видеть снова людскую фигуру, да еще и голую ( то есть с намеком на жалость ), не хочется, даже неприятно.
Самые новые работы Александра Князева объединены, в основном, в несколько серий. Это «Реинкарнация», «Формула Байкала» и «Женщина растительного происхождения». Часть их выставлена в Доме Рогаля, часть – большая – в Доме художника. Все они выполнены с применением компьютерных программ. Понятно, что и остальные фотографии, готовя их к вернисажу, наверняка правили в «Фотошопе», но там правка носила «косметический» характер. Убрать дефекты, добавить яркость и т. д. Новые же работы почти целиком «компьютерные».
Для серии «Реинкарнация» это естественно. Само название предполагает нечто умозрительное, непонятное, где возможны варианты. На изображении мы видим различные объекты, природные и не очень, символически или ассоциативно связанные с личностью перевоплощенного. Например, «Реинкарнация Зигмунда Фрейда», конечно, не могла обойтись без женщины. Александр Князев реинкарнировал и Чингисхана, и Поля Элюара, и Пабло Пикассо… Серия интересная, самобытная, яркая. Хотя это, все-таки, не фотография. Скорее, ответвление декоративно-прикладного искусства.
«Формула Байкала» более спорный проект. Байкал достаточно красив и без фотошоповских изысков. Да, в этой серии есть очень удачные работы, но есть и те, где лучше смотрелся бы реальный пейзаж. В любом случае, все изображения яркие, эстетичные, приятные для глаза. Но, повторюсь, это не фотография. Хотя как идея для оформления – неплохо. Особенно «Формула кедра» и «Формула полуденного прибоя». Такие успокаивающие и положительные «картинки» украсят любой офис, школу, больницу. И будут там полезны.
Серия «Женщина растительного происхождения» выглядит довольно странно. Обнаженная женщина появляется то на фоне бревенчатой стены, то вылезает из дерева, то из камней. Мысль ясна. Это, конечно, слияние с Природой, «вытекание» из мира природы в мир людей. Но, во-первых, очень уж однообразно и статично, а, во-вторых, почему опять женщина? Как голая – так женщина. Видимо, фотографу просто нравится показывать обнаженные женские телеса. Что за сексизм? Первый-то человек, как известно, Адам. Вот пусть и он вылазит откуда-нибудь.
Очень показательна в этом плане работа «Рождение», она хоть и не входит в серию, но из той же «оперы». Опять-таки, голая женщина лежит на фоне зелени, вся в каком-то сиянии. Рождение чего имеется в виду? Никаких детей рядом нет. Ничего детского или наивного нет и в самой женщине. Ее даже хочется назвать «баба». Что хотел показать автор, для меня осталось загадкой.
Подводя итог, хочется сказать о том, что понравилось и не понравилось.
Конечно, было интересно поближе познакомиться с творчеством известного фотохудожника. Тем более, что на выставке представлено жанровое разнообразие. Ясно – показанное всего лишь маленькая часть отснятого за 40 лет, думаю, даже меньше одного процента. Но возможности и потенциал Мастера видны хорошо.
Не очень хочется поэтому говорить о неприятном, но надо.
Несколько покоробили предложения купить выставленные работы и прейскурант на видном месте. Как говориться, такова жизнь, но все-таки можно было это сделать тоньше. На выставки больше ходит народ малоимущий, а рынок сбыта надо искать в другом месте.
Неприятно также то, что практически все новые работы Александра Князева выполнены при помощи компьютерных программ. Да, это нужно и облегчает обработку фотографий. Но главное, суть фотографии как искусства в другом – она призвана «остановить мгновение». Запечатлеть навсегда какой-то момент, лицо, вид. Человек умер, дом снесли, ребенок вырос. А на фото они живы, остались с нами. Поэтому реальная фотография и фотошоповские картинки несравнимы. Обидно, когда реальные виды ( Байкала, например ) превращают в набор для конструктора, чтобы изготовить нечто. И, кроме того, ничего уникального здесь и нет. Компьютерные программы не слишком сложны, в наше время многие владеют ими. Знаю людей, уверенно создающих картинки ничуть не хуже. А тут это предлагается как нечто особенное, и просят весьма немалые деньги за обычный фотошоповский коллаж.
Может быть, пора уже выделить в отдельное направление создание подобных картинок? Пусть и выставки будут, и награды получают. Только не надо смешивать это с подлинным фотоискусством, отражающим реальный мир.