Конфликт иркутского Заксобрания с губернатором может закончиться его отставкой
Хотя вертикаль власти простерла свои совиные крылья над всей Россией, а «Единая Россия», подобно «черной дыре» втянула в себя всю политическую жизнь, да так, что ни звука, ни проблеска света теперь от этой жизни не видно, в некоторых регионах политические страсти все еще кипят.
Особенно отличилась на прошлой неделе Иркутская область. Ситуация в этом сибирском регионе и без того крайне необычна по нынешним временам. Конфликт между губернатором Александром Тишаниным и Законодательным собранием (ЗАКС) области во главе с Виктором Кругловым продолжается, с небольшими перерывами, все время их «совместной работы». Но сейчас конфликт перешел все рамки приличия (а депутаты утверждают – что и законности), и стороны апеллируют к суду и прокуратуре.
«Камнем преткновения» стал бюджет на 2008-й год. В прошлом году Александр Тишанин внес «вето» на проект ЗАКС, подписав собственный вариант бюджета. ЗАКС преодолел вето губернатора (вдумайтесь в смысл этих слов!), однако губернатор отказался исполнять «чужой» бюджет. Теперь депутаты намерены обратиться в суд, а их позицию поддерживает иркутский прокурор. Что интересно – ЗАКС был практически единодушен в своем решении (включая фракцию ЕР) – за преодоление вето проголосовало 34 из 37 присутствовавших.
По мнению наблюдателей, разница в бюджетах ЗАКС и губернатора минимальна и суть спора скорее в том, «кто в доме хозяин». Возможно, речь идет и о степени возможности губернатора распоряжаться «дополнительными деньгами» по своему усмотрению, ведь депутаты включили в доходную часть бюджета пожертвования ВСГК. «Половина этой суммы, 687,5 млн руб., была пожертвована ВСГК на социально-экономическое развитие области в фонд «Развитие Приангарья». Для того чтобы включить оставшиеся 687,5 млн руб. в доходную часть бюджета, депутаты вернули проект бюджета на 2008 год в первое чтение, увеличили объем поступлений и приняли его в окончательном варианте…«Вторая половина — это вклад в развитие Иркутской области. ТНК-ВР в бюджет эти деньги никогда не перечислит. Вы эти деньги, пожалуйста, не трогайте, мы найдем куда их потратить»,— объяснил господин Тишанин парламентариям. Глава региона предполагает израсходовать второй транш от ВСГК на строительство техникума физической культуры, Харлампиевской церкви, парома, который будет курсировать между материком и островом Ольхон», - пишет «Коммерсантъ в Иркутске».
Конкретный повод, приведший к противостоянию – не самое главное в этой истории. Наверняка в других регионах, где губернаторы с депутатами живут как одна семья, бюджетных нарушений не меньше, просто они не становятся достоянием публики. Главное – в том поразительном диссонансе конфликта с «вертикалью власти» и курсом на стабильность, который проводится Москвой.
Формально суммарная власть депутатов любого регионального парламента больше, чем губернатора. И городские депутаты любого города могут (теоретически!) сделать мэра мальчиком на побегушках, исполняющим их волю.
Но практически повсеместно в России власть законодательная играет роль законотворческого придатка власти исполнительной. В этом проявляется неспособность россиян осознавать и отстаивать свои коллективные интересы. Если даже несколько десятков депутатов не могут объединить свои усилия в «перетаскивании бюджетного одеяла» с исполнительной власти, стоит ли о чем-то говорить в масштабах тысяч и миллионов избирателей?
Иркутские депутаты оказались способны, и уже одно это выделяет ситуацию из общероссийского фона. На их стороне областной прокурор. «Прокурор Иркутской области Игорь Мельников поддержал депутатов и заявил, что возврат в первое чтение не нарушает процедуру принятия бюджета. «Сейчас мы (заксобрание.— „Ъ“) с прокуратурой обсуждаем варианты действий, но действия, несомненно, будут. Подождите дня два»,— заверил Геннадий Истомин», - пишет КоммерсантЪ.
Судя по всему, Кремль не вмешивается в ситуацию, по крайней мере, пока. Иначе трудно объяснить единодушие во фракции ЕР или упорство Александра Тишанина.
По некоторым сведениям, Виктора Круглова поддерживает полпред президента в Сибирском Федеральном округе Анатолий Квашнин. Возможно, этим объясняется тот факт, что в Иркутске работает следственная бригада из Новосибирска (из управления МВД по СФО), арестовавшая заместителя Александра Тишанина Сергея Воронова и «копающая» под других работников администрации.
Но, как показал опыт, в том числе новосибирского губернатора Виктора Толоконского, нелюбовь со стороны Анатолия Квашнина еще не означает, что это проявление кремлевской опалы. Да и в самом Кремле много «башен» и редкий политолог способен разобраться в переплетении голов этого новоявленного Змея Горыныча. Федеральные игроки могут делать ставки на ту или другую сторону конфликта, или вести свою игру, но вряд ли они стали причиной конфликта.
Сегодня перед Кремлем и партией власти в широком смысле этого слова первоочередными стоят задачи сохранения «преемственности власти». Вряд ли новый виток конфликта в Иркутске вызывает удовлетворение в Москве, но пока ситуацию будут «спускать на тормозах». Избрание преемника важнее.
Тем или другим способом ситуация разрешится после 12 октября, когда пройдут выборы в ЗАКС объединенной Иркутской области. Уже сейчас можно предсказать острейшую борьбу на этих выборах (политтехнологи съедутся со всей России осваивать бюджеты кандидатов и травить избирателей «черным пиаром»). Тем более что Тишанин и его сторонники наверняка постарается в новом составе ЗАКСа сформировать лояльную группу. Тем более что уже новый ЗАКС будет утверждать кандидатуру губернатора, которую внесет новый президент.
И если фамилию нового президента мы можем назвать с большой долей уверенности, то кандидатуру губернатора - нет.
Шансы Александра Тишанина остаться губернатором в 2009 году в результате конфликта уменьшаются. И дело не в том, что в администрации бюджетные нарушения, чехарда замов (с отправкой некоторых в СИЗО), и что Тишанин отказывается выполнять Устав области. Дело в том, что он не контролирует ситуацию в области, а это противоречит правилам «вертикали власти». По логике Кремля губернатор должен отвечать за всё – от поведения депутатов ЗАКС до голосования избирателей на федеральных выборах. И то, что формально ни те, ни другие губернатору не подчиняются – никого не волнует. Не можешь заставить депутатов – научись договариваться. Не можешь убедить избирателей – научись рисовать результаты голосования.
Одно из объяснений «отвязного» поведения Александра Тишанина в том, что он адекватно оценивает свои перспективы в качестве губернатора (не исключено, что он и не хочет им быть). В тоже время до октября никто, кроме президента, не может его снять с должности.
Но и у Виктора Круглова немного шансов возглавить регион. Когда в регионе враждуют две группировки, Кремль старается внедрить «варяга», который бы со всеми договорился. Собственно, так и появился в свое время Александр Тишанин, только договориться у него не получилось – для всех присутствующих на иркутской политической сцене группировок он остался чужим.
Возможно, такого «варяга» сделают замом губернатора за несколько месяцев до предполагаемой замены – чтобы успел войти в курс дела и наладить контакты (так было в не менее конфликтной Камчатской области). Если Виктор Круглов будет конструктивен в сотрудничестве с новым губернатором – он может даже упрочить свои позиции (ведь тот будет помнить о печальном опыте Александра Тишанина). Если же разгорится новый конфликт, возможны «оргвыводы» в отношении самого Виктора Круглова. На Алтае, например, спикер Краевого совета народных депутатов Александр Назарчук оказался «в опале» и был вовсе снят с выборов. А ведь в свое время был очень силен и чуть не «съел» губернатора Михаила Евдокимова.
К сожалению, во всех этих политических раскладах никак не участвуют рядовые избиратели – их мнения никто не спрашивает и они нужны только для того, чтобы ставить правильные галочки в бюллетенях.