Общественная палата объявила себя вне политики
Говорят: если желаешь загубить дело — поручи его двоим. Стоит ли рассчитывать, что при большем количестве участников дело будет спориться? «Да!» — уверенно заявляют те, кто вошёл в Общественную палату (ОП) Иркутской области — новую структуру, образованную в прошлом году и пока делающую первые шаги.
Являясь органом совещательным и достаточно широким по представительству (в неё вошли 60 человек из самых разных сфер общественной жизни), ОП ограничена в своём влиянии на власть, но имеет неплохие шансы превратиться в полноценную площадку по «обкатке» целого ряда актуальных вопросов.
— Вообще, заявок на включение в региональную Общественную палату было в три раза больше, чем свободных мест, — говорит руководитель аппарата Общественной палаты Иркутской области Андрей Бокаев. — Из более чем двухсот отобрали шестьдесят человек, которые вошли в 12 комиссий, образованных в составе ОП. Почти все они практики, не понаслышке знающие, что происходит в тех или иных сферах экономики и жизни общества. Кстати, не вошедшие тем не менее не остались за бортом, их привлекают к работе, к обсуждению актуальных тем. Хочется отметить Льва Анатольевича Платонова, который является для ОП общественным экспертом в вопросах экономического развития. Буквально месяц назад дал согласие на активное участие в работе ОП первый губернатор Иркутской области Юрий Ножиков.
С момента формирования ОП Иркутской области прошло чуть меньше полугода. Три месяца ушли на традиционно хлопотные организационные и подготовительные моменты, и только в январе-феврале 2008-го региональная Палата приступила к своей непосредственной деятельности. В новую структуру пошли люди — кто с предложением своей помощи, кто с просьбами и обращениями.
— Людям дали возможность через Общественную палату высказывать своё мнение, участвовать в жизни региона, и это оказалось очень востребованным, — отмечает Андрей Бокаев.
На острие проблем
Ежемесячно региональная Общественная палата собирается на Совет. Впрочем, если в январе было одно заседание, в феврале — уже два, плюс «круглый стол» по газификации.
— Это первое знаковое мероприятие для нас, — отмечает Андрей Бокаев. — И я думаю, что результат был неплохой: не только резонанс получился немалый, но и реально были предприняты определённые шаги, в том числе и со стороны областной администрации, регионального парламента, Общественной палаты. Направлены письма в СФО на имя полпреда президента Анатолия Квашнина, в Газпром и т.д.
Второе февральское мероприятие ОП — совместное заседание с депутатами ЗС, администрацией области по поводу финансирования некоммерческих общественных объединений в связи с принятием Закона «Об автономных учреждениях».
— Мы намерены и дальше продвигать этот вопрос: запланировали познакомиться с тем, как выживает НКО-сектор, более подробно, — подчёркивает Бокаев. — Задача такая: используя механизм ОП, как-то помочь общественным объединениям выжить в новых условиях. Из бюджетных средств их финансировать нельзя: Бюджетный кодекс запрещает, но какие-то формы финансовой поддержки со стороны государства должны оставаться, может быть, гранты, проекты, развитие благотворительности.
Большое мероприятие ОП планирует провести 26 февраля: вместе с областным управлением по работе с общественными организациями обсудить концепцию развития национальных отношений. 6 марта — внеочередной совет ОП, на котором выступит президент Фонда регионального развития Иркутской области Алексей Козьмин. Тема: концепция социально-экономического развития Иркутской области на 2010–2020 годы. Общественная палата намерена высказать своё мнение насчёт крупнейших региональных проектов — агломерации, развития туризма и так далее. 14 марта — совместное мероприятие по деятельности региональных правоохранительных органов, с привлечением не только силовиков, но и депутатов, чиновников областной администрации.
Вообще же, ОП намерена проводить одно-два крупных мероприятия в месяц, план приняли 25 января. Среди прочих вопросов обязательно будет рассматриваться проблема реализации нацпроекта «Доступное жильё» в Иркутской области.
Впрочем не только большие задачи намерена решать ОП, новый орган не оставляет без внимания и обращения отдельных лиц или групп граждан. Поэтому решено проводить выездные заседания рабочих групп ОП в территориях, чтобы видеть жизнь не из окна кабинета, а в непосредственной близости. Кстати, члены Палаты пришли к выводу, что необходимо обсуждение проблем малых городов: привязка к градообразующим предприятиям, многие из которых развалились, создала трудную ситуацию для тех, кто живёт в этих населённых пунктах.
В поисках «золотой середины»
Что может ОП? Если коротко, то рассмотреть вопрос, всесторонне обсудить проблему и выдать свои рекомендации по её решению.
— Казалось бы, немного. Однако стоит посмотреть шире: ОП — это ещё один рычаг влияния на исполнительную и представительную власти, — говорит Андрей Бокаев. — Мы выстраиваем отношения с областной администрацией, с ЗС — теперь члены ОП могут беспрепятственно присутствовать на заседаниях комитетов и комиссий областного парламента и вносить свои предложения в виде рекомендаций. Теперь законы как регионального так и федерального уровня должны будут сначала проходить общественную экспертизу. Экспертизой областных законов и будет заниматься Палата. У нас в регионе зарегистрировано около 3 тысяч НКО, но реально «живых» — от силы 1 тысяча, и все они разрознены. А сейчас у этих людей есть возможность через Общественную палату высказываться и быть услышанными.
— Мы не играем ни в какие политические игры, — подчёркивает Бокаев. — И даже по таким острым вопросам, как бюджетный кризис, ОП старается держать «золотую середину» — занимать одну из сторон неправильно — мы работаем со всеми ветвями власти. Сначала нужно разобраться. Решено собрать информацию, в марте обсудить, а в апреле вынести свой вердикт по этому вопросу.
Впрочем члены ОП признают: сейчас для нового органа главное — завоевать доверие, стать по настоящему полезной структурой, решающей наболевшие проблемы общества, структурой, в которую поверят люди. Удастся ли это, покажет время.