Юрий Шевчук: «Мне не оставили другого выбора, как быть именно на “Марше несогласных”»
Знаменитый рок-музыкант, лидер группы «ДДТ» Юрий Шевчук рассказал Радио Свобода, как и зачем он выступал на «Марше несогласных» в Петербурге.
- Скажите, пожалуйста, что вы говорили на «Марше несогласных»? Говорят, что вы выступали там потому, что привыкли быть свободным человеком. Так?
- Абсолютно точно. Я говорил, что эти выборы в Госдуму, президентские мне не оставили другого выбора, как быть именно на «Марше несогласных». Потому что я очень возмущен. Я говорил об этом, я говорил о том, что мы второго числа наблюдали, как многие мои коллеги пели, плясали на Красной площади. Я говорил о том, что есть носители культуры, а есть разносчики культуры. Я говорил о том, что русский рок для меня - это даже не Литл Ричад и Чак Берри и так далее, а это дух и свобода, и поэтому я здесь.
- Что случилось с «Машиной времени» и «Чайфом», которые выступали на Красной площади? Это же люди вашего поколения, вы их всех знаете десятилетиями.
- Жизнь - она разводит нас, это, наверное, нормально. Каждый идет своей дорогой. Я не хочу ругаться, но меня удручает, конечно, вот этот духовный конформизм многих моих коллег, которые, в общем-то, сидят «в камуфляже», в кустах и на кухнях говорят одно, со сцены несут другое. Вообще, эта ложь, вранье. Я считаю, что это не рок-музыка, это не рок-н-ролл. Это неправильно.
- Знаете, все говорят «рок-н-ролл - это свобода», только каждый вкладывает свое понятие в это слово. Почему рок-н-ролл эту социальную роль, ради которой он, собственно, затевался вами в 70-е, 80-е годы, почему он ее утратил в России?
- Это очень долгий разговор. Очень долгий разговор.
- Но он важный.
- Он важный, конечно. Это все началось не вчера, это началось все давно достаточно. Я думаю, изменилась страна в свое время и люди стали рефлексировать как-то по-разному те или иные события, движения. Вот эта жажда какого-то такого душевного комфорта, может быть, усталость какая-то, много причин, откуда я знаю. Для меня все-таки существует тот Юрка Шевчук, тот юный идеалист, он во мне еще не сдох, не умер и я этому, честно говоря, очень рад.
- А есть какие-то люди, которые с вами плечом к плечу стоят?
- Масса, масса. Мы вчера были, группа «Телевизор», Борзыкин, Миша Новицкий, группа «СБ Бабай», было много достаточно молодых музыкантов. Я считаю, что они все очень талантливые. Было очень много молодежи и молодежи не с банками пива и с мутными глазами образца «Дома-2», а именно молодежи такой ищущей, недовольной, что совершенно естественно для молодых людей. Это не были такие, знаете, типа «Наши», «ваши», вот эти прибитые молодые люди, которых свозили автобусами на эти правительственные тусовки. А это были действительно свободные люди и достаточно мужественные, чтобы прийти и выразить свое мнение по поводу происходящего.
- Как раз к разговору о мужестве...
- Я вам и говорю, давайте не будем о мертвом, о стариках, которые в силу разных причин сидят по кустам или выбрали какую-то другую свою ими любимую жизнь, а нужно говорить о молодежи. Потому что я верую только в нее. В бога, конечно, и вот в этих молодых ребят. Я по своей работе, по труду, по жизни, я с ними сейчас как раз и общаюсь в основном-то. Я хочу, чтобы осталась духовность, интеллигенция в России осталась, потому что интеллигенция - это та архитектура, которую сейчас сносят, так же как сносят величайшие исторические памятники в Петербурге.
- А песня «Марш несогласных» будет написана?
- Я не знаю, что будет написано. Я сейчас получил верстку книги - такая достаточно большая моя первая книга стихов , я надеюсь, скоро выйдет. Это для меня сейчас самая такая, наверное, большая работа, потому что я в литературе новичок. Вы знаете, многие песни на бумаге совершенно не смотрятся.
- То, что вы сейчас говорите и то, что вы вчера сказали, это заявление в нынешней России о своей политической позиции.
- Я не то, чтобы втянулся, я просто в очередной раз... Ведь таких случаев было немало. Я в очередной раз просто, можно сказать, заявил о своей гражданской позиции по конкретному поводу. Это очень важно, потому что я не политик, но я гражданин. И меня, как гражданина, от многого трясет просто, понимаете, колотит. От этой политики, от этого просто разгула меркантильного, убиения духовного.
- Но, тем не менее, что-то вас не так много было все-таки на Марше несогласных по сравнению с тем, кто там плясал на Красной площади.
- Настоящих буйных мало, как пел Владимир Семенович - это раз. Во-вторых, я вам хочу сказать, что я почему-то очень верю. Потому что я вчера нагляделся на хорошие глаза и я как-то успокоился. Появилась какая-то уверенность в завтрашнем дне. Неважно, какое количество, а важно то, что эти люди есть. Это очень важно для меня и будущее - будет.