Владимир Ковальков: Позиция Генштаба известна — категорическое «нет»
Руководство Иркутской области уже получило отказ от Минпромэнерго и Объединённой авиастроительной корпорации по проекту «Падь Ключевая», заявил в эксклюзивном интервью «Конкуренту» вице-президент корпорации «Иркут» Владимир Ковальков.
Очень велика вероятность окончательного отрицательного заключения от Министерства обороны Российской Федерации. «Мы никогда не договоримся», — считает Ковальков. Он утверждает, что заказчики проекта и его разработчики не учли интересы Министерства обороны и корпорации «Иркут».
— Почему корпорация только сейчас включилась в обсуждение?
— Мы об этом слишком поздно узнали, а затем наше мнение не было никому интересно. Мы по своей инициативе вошли в процесс обсуждения во время визита в Иркутск первого вице-премьера Сергея Иванова.
— Но именно в октябре было получено предварительное согласование Ключевой с министром обороны.
— Я уверен, оно было получено с нарушениями. Прежде надо было пройти согласование в Генштабе. А позиция Генштаба известна — категорическое «нет». В целом информация о том, что по Ключевой получено 32 согласования из 33-х, озвученная в администрации региона, не соответствует действительности.
— Можно, с вашей точки зрения, сочетать интересы промышленности, военных и региона?
— По этой площадке мы не договоримся никогда. «Иркутск-Новый» находится в центре зоны испытательных полётов Иркутского авиазавода. Наши лётчики летают сейчас прямо над предполагаемой строительной площадкой. Но не исключено, что с самолётом что-то может случиться. А если придётся катапультироваться и в зоне появится неуправляемый самолёт?
— Почему вы против зеркального переноса площадки для испытаний?
— Там находится густонаселённая местность, над которой категорически запрещены испытания. А при скоростных испытаниях на сверхзвуке происходят такие воздушные удары, что если проводить испытания над населённым пунктом, то жильё можно оставить без стёкол.
— Что всё это значит?
— У нас нет другого места для испытаний. Тогда просто надо закрыть завод. Потому что нашему заводу придётся выполнять полёты на территории полигона Нагатай на расстоянии 300 километров, что не позволит выполнять заданный режим по запасам топлива. Есть ещё один фактор, который, я уверен, будет отражён в заключении Генштаба. В случае строительства аэропорта становится нерабочим артиллерийский полигон в районе Шелехова. Он не занесён в сборники аэроинформации, поэтому Аэронавигация считает, что его не существует. Но он является действующим. На нём выполняются стрельбы. И он примыкает к району предполагаемого аэропорта «Иркутск-Новый».
Ну и судите сами, зачем держаться за эту площадку? В Ключевой, по наблюдениям наших лётчиков-испытателей, такие же погодные условия, что и в действующем аэропорту. Что такое падь? Это глубокий провал, стремнина, ущелье, межгорье. У нас преобладают северо-западный и юго-восточный ветра. При северо-западном ветре облака, что формируются в Саянах, опускаются в падь. А если дует юго-восточный, то в Саянах он встречает естественную преграду и туманы и облака остаются в пади. В тёплое время года — постоянные испарения из-за болота. Половину лётного календаря аэропорт может быть закрыт.
— Площадка в Белой – ваша идея?
— Не только моя. Есть много аргументов в её пользу. Железнодорожные пути рядом. Это значит, что электричка может подъезжать прямо к аэровокзалу. Рядом шоссе. Оно плохое. Значит, надо построить автобан с объездом городов. Строительство оживит Черемхово и Усолье. В Белой пустует жилой фонд, где можно размещать персонал. А керосинопровод может быть построен в коридоре с трубопроводом Транснефти. Главное – там уже есть взлётно-посадочная полоса: 4 тысячи метров длиной, 80 метров шириной. Она позволяет принимать и выпускать самые тяжёлые самолёты.
— По данным проектировщиков, напротив, она пришла в негодность.
— У нас на заводском аэродроме полоса была в критическом состоянии. Мы за один сезон — с апреля по октябрь — положили новую поверх старой. Все, кто у нас приземляется и взлетает, говорят, что заводская полоса — одна из лучших в России.
— Есть мнение, что расположение международного аэропорта в Белой выгодно лишь Минобороны, которое заинтересовано в ремонте аэродрома. В 1998 году военные не согласовали эту площадку.
— Сегодня ситуация резко изменилась. Количество самолётов там значительно сократилось. Поэтому бывший главком авиации РФ Владимир Михайлов сам предложил Белую как базу для нового аэропорта. По погодным условиям Белая вне конкуренции. Это равнина, которая продувается со всех сторон. Там ведутся метеонаблюдения, и получить достоверную информацию о погодных условиях будет несложно.
С точки зрения здравого смысла и экономики, в Белую нужен минимум инвестиций. Плюс ко всему международные трассы проходят совсем рядом, на расстоянии десятков километров. Что стыкуется с перспективой создания хаба.