Какое общество нам нужно?
Решат политики и депутаты на круглом столе.
Что такое гражданское общество, возможно ли его построение в современном обществе и на какой ступени развития оно находится в нашем регионе? Попытаться ответить на эти вопросы намерены депутаты ЗС и Общественной палаты Иркутской области в рамках круглого стола, подготовка к которому начнется уже на этой неделе. Поводом для подобной дискуссии стало заседание комиссии по Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями, состоявшееся в минувшую пятницу. В повестке значился необычный вопрос: «Формирование инфраструктуры гражданского общества».
По мнению заместителя начальника отдела Управления губернатора по связям с общественностью и национальным отношениям Ирины Петшик, в Иркутской области созданы и успешно работают все структуры, которые призваны формировать гражданское общество. Это политические партии, общественные организации, профессиональные союзы, религиозные объединения, сформирована и приступила к работе Общественная палата. Ну и что, поинтересовались депутаты? В советские времена по крайней мере половина подобных структур также работали, охват населения был гораздо шире – но и тогда, и сейчас говорить об успешном функционировании гражданского общества вряд ли возможно.
Для начала необходимо сформулировать понятие «гражданское общество», считает заместитель председателя комиссии Антон Романов. В мире в общей сложности их порядка десяти. Если брать за основу западный вариант, который гласит: «Гражданское общество – это общество собственников», то у нас его никогда не было и не будет – уверен депутат.
– Там у человека есть три права: родиться, умереть и проголосовать. Все остальное возможно только за деньги. Неужели нам нужно такое общество?! – поинтересовался Антон Романов.
Что имеем – станет известно в ближайшем будущем. К примеру, только с этого года общественные организации обязаны отдельной строкой указывать источник своего финансирования.
– Когда мы поймем, на чьи деньги – западные, олигархические, партийные, бюджетные или какие-то другие – осуществляется деятельность этих организаций, многое станет понятно, – убежден помощник прокурора Иркутской области Петр Парцей.
Не все просто и с религиозными объединениями. С одной стороны, по официальной статистике в Иркутской области ведет деятельность 21 конфессия: 75% верующих исповедуют православие, 6% – ислам. Вместе с тем, и это подтвердила Ирина Петшик, в области ведут пропаганду 130 незарегистрированных религиозных групп. Особенно они распространены в Чунском и Тайшетском районах. Кто это – сатанисты, адвентисты, иеговисты – и откуда пришли, толком никто не знает.
Иркутская область всегда была многонациональным регионом. И сегодня у нас проживают представители 131 национальности. Пока никаких крупных конфликтов на межнациональной почве не возникало. Как сохранить это равновесие и мирное сосуществование людей разного возраста, социального положения и вероисповедания – на эти вопросы также придется отвечать в ходе круглого стола. Помимо депутатов и членов Общественной палаты в его работе должны принять участие политологи, философы, религиозные деятели, руководители общественных организаций. Ориентировочно проведение круглого стола намечено на середину июня.