Назвался мэром - полезай в СИЗО
Недавний арест главы муниципального образования поселка Листвянка Татьяны Казаковой всколыхнул общественность. Двухдневное судебное заседание о мере пресечения, которое должно было определить, где чиновница будет находиться во время следствия, на свободе под подпиской о невызде или в стенах СИЗО, заставило праздных зевак и сочувствующих сосредоточиться на частностях и не заметить главного.
Попытки ответить на вопрос - а кому это, собственно говоря, нужно? - так и не увенчались успехом, точно так же, как многие не поняли, что арестовали не грамотного предпринимателя, который "заработал своим честным трудом, заботой о родном крае и его жителях" известность и уважением, ("Восточно-Сибирская правда", приложение "Конкурент", 04.02.06 "Татьяна Казакова: Счастлива работать на родной земле", автор не известен, потому как не указан), а государственного служащего, чиновника, которому народ у избирательной урны доверил свое будущее.
Именно неспособность разделить Казакову-предпринимателя и Казакову-чиновника не оставляет возможности оценивающим ситуацию посмотреть на нее здраво. И в этом их вины нет, потому как, несмотря на вполне справедливые по формальному признаку заявления адвокатов и бывших коллег предпринимателя, что Татьяна Казакова в последние два года не участвовала в своем бизнесе, а стояла лишь у его истоков, фактически ситуация выглядит иначе и каждому об этом известно. Последнее обстоятельство подтверждается амбициозными бизнес-проектами, которые Татьяна Казакова имела намерение реализовать в Листвянке отнюдь не на государственные и привлеченные от инвесторов средства, а на деньги своего бизнеса. Как известно, на строительство 6 отелей, аквапарка и горнолыжного курорта предполагалось привлечь из прибыли афиллированных с мэром предприятий 3,1 млрд руб. Сам проект "Байкал-Сити" оценивался еще дороже.
И хотя на протяжении этих двух лет имиджмейкеры мэра осуществляли невероятные по затратам усилия, разделить настоящее Татьяны Казаковой от ее прошлого получалось, мягко говоря, не совсем. В головах у людей она навсегда застряла как предприниматель, пришедший во власть для лоббирования интересов собственного бизнеса, в первую очередь, туристического, а не как модернизатор котельных, озабоченный вредоносным влиянием мазута и утилизации растущего количества фекалий, угрожающих многострадальному Байкалу.
Посмею поспорить с утверждением, что арест мэра Листвянки неминуемо скажется на инвестиционной привлекательности региона, поскольку, если не лукавить, все-таки арестовали чиновника, а не предпринимателя. Это во-первых. Во-вторых, Татьяна Казакова в этом контексте? совсем не пионер. Как известно, до нее порог СИЗО уже переступили мэр Усть-Илимска Виктор Дорошок и мэр Слюдянского района Василий Сайков. В сфере подозрения следственных органов остается мэр Ольхонского района Николай Мотошкин, и есть сведения, что в разработке находится кое-кто другой. А если посмотреть в масштабах страны, то Татьяна Казакова вообще далеко не одинока и даже попадает в весьма достойную компанию. Судите сами, в прошлом году покинуть пост по приговору суда пришлось 27 мэрам. В их числе мэры Тольятти, Рязани, Томска, Архангельска, Владивостока, Ставрополя, Ханты-Мансийска, Вологды, Нижнего Новгорода. Все они обвинялись в нецелевом использовании средств и превышении служебных полномочий. Существует даже версия, что в России имеет место массовое уголовное преследование муниципальных чиновников, получившее название "охота на мэров". Например, практически одновременно с мэром Листвянки, 31 марта, в отношении главы Балтийска (Калининградская область) было возбуждено уголовное дело по нецелевому расходованию бюджетных средств в особо крупном размере. По утверждению председателя Союза муниципальных представительных органов власти РФ Александра Дроботова, нет такого мэра, у которого при желании нельзя найти финансовых нарушений. Он убежден, что быть мэром сегодня в нашей стране доля незавидная, бюджеты мизерные, вот и крутись как можешь, перебрасывая деньги с одной статьи на другую.
Массовый поход мэров на нары в первую очередь объясняется конфликтом с губернаторами, которые используют расплывчатые формулировки ст.285 УК РФ как универсальное средство для устранения не только политических конкурентов, но и конкурентов в сферах бизнес-влияния. Короче, главы городов и поселков расплачиваются за то, что вступили в конкурентную борьбу за власть и собственность. И это только начало, слабонервным лучше сразу сойти с дистанции, чтобы потом не писать слезные прошения президенту о помиловании с объяснениями о происхождении своего бизнеса. С 1 января 2009 года вступит в силу закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Он может стать мощнейшим детонатором, который разнесет отнюдь не безупречное нижнее белье нынешних местных чиновников в клочья вместе с ними самими же. Дело в том, что этот закон даст право муниципальным властям распоряжаться землями и лесами поселений и городов. Пока это право остается за региональными и районными властями. Поэтому тому мэру, который не уверен в себе по тем или иным обстоятельствам, от предстоящей кровавой мясорубки лучше держаться подальше.
А может, дело совсем не в Татьяне Казаковой, ее личных и профессиональных качествах? Ведь ее человеческая драма состоит лишь в том, что она оказалась винтиком в жерновах безжалостного процесса, именуемого борьбою за власть. И вот здесь мы подошли к главному. К вопросу о качестве власти. И дальше речь пойдет уже не о персоналиях как таковых, а о проблеме в целом.
Аресты не только мэров, но и вообще чиновников стали для нас обыденностью. И в этом по большому счету нет ничего страшного. Представители власти потеряли статус неприкосновенности, а значит, прежде чем туда соваться, должны задуматься над тем, все ли в порядке у них с честностью, прошлым, связями и репутацией, чтобы впоследствии не удивляться, когда конкуренты им об это напомнят. Более того, чиновник должен знать, что неприкосновенных теперь нет, и закон при случае будет на стороне того, кто сильнее, а значит, нечего лишний раз в амбиции падать и пальцы выворачивать. В конечном счете всегда есть выбор: или договариваться о разделе сфер влияния, или нары греть в подтверждение своей крутизны.
Если внимательно рассмотреть географию мэрий, чьи руководители побывали на нарах или до сих пор там находятся, выясняется любопытная закономерность. Все они из регионов, где губернаторы были назначены. Известно, что в десяти регионах страны у власти продолжают оставаться избранные главы территорий. Таким образом, без преувеличения можно сказать, что уголовные мэрские дела имеют место там, где назначенному президентом губернатору приходится вступать в конфликт с представителями региональной элиты. Несмотря на то, что муниципалитеты являются частью вертикали исполнительной власти, мэры приходят к власти в результате выборов, а не назначаются. Как известно, в свое время Владимиру Путину пришлось упразднить институт выборности губернаторов именно по причине необходимости усиления вертикали власти. Результатом этого усиления стал конфликт многих назначенных губернаторов с местной элитой, что, впрочем, легко прогнозировалось и не явилось неожиданностью.
Неожиданностью стало другое - нежелание представителей местных элит договариваться, идти на компромиссы и конструктивный диалог, делить сферы влияния без инициирования уголовных дел, наконец. Все это продемонстрировало обывателю низкое качество выборной власти, представители которой зачастую озабочены лишь личными амбициями, собственным бизнесом, а не интересами избирателей и чувством государственной ответственности. И данное обстоятельство опаснее всего, потому как массовое превращение мэров в уголовников делает уязвимым сам факт существования избирательной власти как таковой. И в этом смысле региональная элита собственными руками рубит сук, на котором сидит. Как в свое время отечественные либералы дискредитировали и собственными руками похоронили идеи либерализма в России, точно так же недостойное, безответственное и корыстолюбивое отношение представителей выборной власти может похоронить идею парламентаризма и выборности мэров в стране. И ни один российский гражданин не принесет венка на эту могилу, где вместе с жаждой личного обогащения будут зарыты непомерные амбиции "защитников народных чаяний".
Конфликт губернатора Иркутской области с местным парламентом тому яркий пример. Из обращения депутатов Законодательного Иркутской области президенту страны о выражении недоверия губернатору области можно сделать следующий вывод - им почему-то кажется, что они изобличили губернатора в тяжких смертных грехах. Однако сторонний наблюдатель не увидит в этом послании ничего, кроме общих фраз, уязвленного самолюбия и незнания того, что происходит в соседних регионах и вообще в стране. Иными словами, местечковый и совсем не государственный подход. Алаверды Александра Тишанина депутатам вообще выбило у них из-под ног точку опоры. Губернатор прав, у налогоплательщика, конечно же, вопросы к депутатам есть. Что такого выдающегося они сделали, чтобы их содержать, кроме вот уже двухлетнего публичного выяснения отношений с губернатором-варягом и непрекращающихся слухов, кем-то постоянно распространяемых, что его скоро снимут? А если снимут и нового варяга назначат, что тогда делать будете, господа депутаты? В этом случае "День Сурка" уже не пройдет.
Если бы в иркутском парламенте было поменьше местечковых амбиций и больше конструктивности, то депутаты, может быть, задумались бы над тем, что упрямство губернаторов-варягов, визги региональных элит и кадровая чехарда имеют место не только в отдельно взятой иркутской губернии. Стоило бы также задуматься над тем, что проблема вообще не в личностях, а в каких-то других, более сложных, процессах. К примеру, директор Агентства региональных исследований Ростислав Туровский в интервью журналу "Коммерсант-Власть" от 24.03.08 по этому поводу сказал: "Именно из-за того, что у центра нет какой-либо ясной стратегии в отношении крупных регионов, многие региональные лидеры до сих пор остаются у власти, несмотря на то, что постоянно циркулируют слухи об их уходе".
Однако качество выборной власти сделать этого, видимо, не позволяет, потому как качества этого нет. А значит, нечего и удивляться, что время от времени жители области становятся свидетелями очередного скандального уголовного дела. И стать достоянием истории вся эта уголовная хроника сможет только тогда, когда каждый идущий во власть сможет честно сказать себе, что если он добивается доверия народа с целью последующего собственного обогащения, то двери СИЗО будут гостеприимно открыты для него всегда. И никому здесь не будет ни поблажек, ни исключений.
Как знать, может быть, посредством этих уголовных скандалов мы когда-нибудь придем к настоящей качественной выборной власти, у которой в приоритете не собственная алчность, а подлинная ответственность элиты перед обществом. Для непонятливых напомню: швейцарские банкиры, в чьих сейфах до сих пор нетронутым хранится золото гитлеровской армии, стойко убеждены, что элита ответственна за общество, как родители за собственного ребенка.
Может быть, Татьяна Казакова грамотный хозяйственник и ответственный за жителей Листвянки руководитель. Может быть, она не "кто-то трусливый и жадный, увезет деньги за кордон", а "другой гражданин и патриот - будет вкладывать их в развитие и благоустройство своей малой родины" ("Восточно-Сибирская правда", приложение "Конкурент" 04.02.06. "Татьяна Казакова: Счастлива работать на родной земле"). Может быть, "Татьяну Васильевну Казакову хорошо знают не в лондонах да парижах, а в нашем Иркутске, Еланцах, Листвянке. Известность и уважение Казакова заработала своим честным трудом, заботой о родном крае и его жителях" (там же). Может быть, это и так, только почему-то в это не веришь, особенно если знаешь, что у Татьяны Казаковой при задержании на руках был билет в Женеву, один из самых дорогих городов Европы, где жить без приличного счета в швейцарском банке просто невозможно. Точно так же не веришь, когда знаешь, что при задержании оперативники изъяли у нее модный телефон Vertu, стоимость которого идентична стоимости нового автомобиля...
Откуда у чиновника, не занимающегося предпринимательской деятельностью, такие привычки? И откуда у мэра скромного поселка со скромным бюджетом в считанные дни вдруг появился вексель на сумму в 4,7 млн руб. и мэрия может его обналичить для возмещения ущерба, который, кстати, еще не доказан, а его уже готовы признать и возместить? И на основании какого российского законодательства, по какой статье расходов и какой фирмой этот вексель был выписан?
Это все так, праздные вопросы на тему качества власти и доверия к ней народа.