Как два пальца об сайт
Генпрокуратура России предложила очередные поправки в антиэкстремистское законодательство. Сайты и газеты будут обязаны публиковать любые опровержения чиновников, доступ к материалам в глобальной сети может быть закрыт провайдером.
В четверг на расширенном заседании думского комитета по безопасности был распространен новый законопроект об усилении борьбы с экстремизмом. Автором поправок выступила Генпрокуратура РФ. По замыслу, закон будет касаться всех видов СМИ, однако под более жесткий контроль попадут в основном сайты.
С инициативой внести поправки в закон «О противодействии экстремистской деятельности» выступил замгенпрокурора Евгений Забарчук. Именно он направил в комитет пояснительную записку с целым рядом предложений и аналитическими материалами.
В своем письме Забарчук сообщил, что количество экстремистских преступлений за прошедший год выросло в 262 до 356, и изложил целый перечень новых правил.
В частности, генпрокуратура предлагает ввести ответственность СМИ за отказ от опубликования опровержения по представлению органов госвласти и местного самоуправления. Таким образом, уже в ближайшее время могут участиться случаи, когда представителям СМИ придется опровергать на своих полосах любую информацию, которую сами чиновники посчитают ложной.
Руководство генпрокуратуры планирует ввести наказание за «необоснованный отказ в опровержении». В таком случае главного редактора ждет административный штраф до 500 руб., а редакцию от 3 до 5 тысяч рублей. К тому же СМИ могут обязать публиковать предупреждения о недопустимости распространения экстремистских материалов.
С особым усердием генпрокуратура планирует взяться за сайты. Во-первых, по замыслу авторов, доступ к материалу, который будет признан экстремистским, может быть просто-напросто закрыт провайдером услуг интернет-связи. А кроме этого в интернете может появиться список экстремистских интернет-материалов и сайтов, а провайдеров, которые обслуживают такого рода сайты, в течение месяца обязуют прекратить работу с ними.
Интернет-материалы теперь будут признаваться экстремистскими по заявлению прокурора. «Материалы, размещаемые на сайтах в сети «Интернет», признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения или нахождения физического лица либо организации, их разместившей, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу» - указывается в тексте законопроекта.
Взять под контроль Генпрокуратура намерена и религиозные организации. Если поправки вступят в силу, подобные организации будут должны предоставлять властям данные «об основах вероучения и соответствующей ему практики».
К перечню документов, необходимых для госрегистрации религиозной организации, если она занимается религиозным профобразованием, учредителям предложено приложить образовательные программы. Эти программы должны будут пройти государственную регистрацию, иначе религиозная организация может быть
ликвидирована.
Напомним, что активные попытки хоть как-то законодательно регулировать интернет российские власти за последнее время предпринимали неоднократно. В начале 2008 года Совет федерации обсудил первый проект закона «Об интернете». Тогда председатель комиссии по информационной политике Людмила Нарусова поспешила заверить общественность, что никакого тотального контроля этот законопроект не предусматривает. «Хочу разочаровать тех, кто думает, что наш законопроект направлен на репрессивные меры, на то, чтобы кого-то давить или не пущать», – заявила Нарусова. По ее словам, основной целью документа являлось определение основных направлений и регулирование «ряда вещей в интернете, поскольку в недобросовестных руках это провоцирует различного рода правонарушения и преступления».
Председатель Совета федерации Сергей Миронов тоже отметил, что никакой цензуры быть в интернете не может. «Эту сферу регулировать надо. При этом никакой цензуры в интернете быть не может. Это моя принципиальная позиция», – отметил Миронов.
Однако уже тогда эксперты отметили, что не все в законопроекте исключает возможность давления властей на интернет-сообщество. Текст закона предусматривал создание нового единого органа госвласти, «осуществляющего функции по регулированию в сфере развития и использования интернета».
В начале марта правительство России внесло в Госдуму поправки в закон об ограничении иностранных инвестиций в стратегические области экономики, в том числе в области издательской и интернет-деятельности. Согласно законодательной инициативе, предложенной правительством, интернет может быть причислен к стратегическим отраслям экономики, доступ к которым иностранцам придется согласовывать с российским правительством.
Закон «О противодействии экстремистской деятельности» в свою очередь начал автивно и в не лучшую сторону меняться перед последними думскими выборами. В частности изменения в законе определили в качестве признаков экстремистской деятельности публичную клевету в отношении госчиновника при исполнении им своих должностных обязанностей. Кроме этого, клевета в отношении должностного лица также признавалсь экстремистской деятельностью, если он обвинялся в совершении деяния, которое содержало признаки экстремизма, либо в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Под уголовную статью попали изготовление печатных, аудио, визуальных и иных материалов, предназначенных для публичного использования в случае, если в них содержатся экстремистские призывы, а также проведение несанкционированных митингов и массовых беспорядков.
Все эти изменения оппозиционные политики и эксперты считали направленными против любой возможности социального протеста в канун проведения и во время выборов.