Борис Стругацкий: мы застряли в феодализме на многие сотни лет
15 апреля исполнилось 75 лет со дня рождения Бориса Стругацкого. Писатели-фантасты всегда заглядывают в будущее. Борис Стругацкий рассказал Радио Свобода, каким он видит будущее России и что ей угрожает:
– Я ничего хорошего, к сожалению, впереди не вижу. В последнее время происходит процесс огосударствления всего и вся, развивается, чем дальше, тем круче. Все начинается сначала, все это мы уже видели. Начинается окончательный и безраздельный захват власти бюрократией. Все это приведет обязательно к очередному застою, к очередному экономическому кризису. Кончится все это обязательно, как уже кончалось не раз, очередной перестройкой, очередным ветром перемен, очередным валом неустойчивости. Все это мы проходили. Но это только в лучшем варианте, если не произойдет никаких внешних вторжений. А сейчас вероятность этого со временем не уменьшается, а возрастает. Так что ничего хорошего я не вижу.
– Какие вторжения вы считаете наиболее вероятными?
– Я имею в виду Юг, потому что, на мой взгляд, главные угрозы России, для России, идут с Юга, чего мы упорно не желаем замечать, а, может быть, и знаем, и все это прекрасно понимаем, но надеемся помириться, уговорить. Это тоже уже было, все это проиграно, еще какой-то очередной договор 1939-го года произойдет – все это уже было. Все это мы уже пробовали. Мы никак не можем смириться с тем, что наши естественные союзники - это Запад, а не Юг и не Восток. Смириться с этим мы никак не можем.
– Это что какой-то клинический идиотизм, который толкает страну в очередную пропасть?
– Нет, это последствия задержавшегося феодализма, в котором мы сидим уже много сотен лет. Даром это не пройдет. До тех пор, пока мы не переварим в себе феодализм, до тех пор, пока несколько поколений россиян не ощутят всех достоинств демократии и западничества, будем говорить так, до тех пор все это будет возвращаться, будут рецидивы. Потому что менталитет меняется чрезвычайно медленно, от оттепели к оттепели. Конечно, все это упирается в общенародный менталитет. Народ мечтает о великой державе, не о счастливой стране, не о справедливой стране, а о великой державе. И люди никак не хотят понять или не умеют понять, что эти два понятия несовместимы. Либо, либо. Либо – великая держава, тогда ни счастья нет, ни справедливости. Либо – хочешь справедливости и счастья, тогда не должно быть великой державы. Вот пока не развеются эти заблуждения, а они со временем обязательно развеются, потому что ход истории однозначный, главная задача уцелеть. Вот пока не изживем феодальный менталитет... Уцелеть - вот это главная задача. Но я надеюсь, что уцелеем.
– Не будут ли к этому времени страна окончательно разорена?
– Я не готов сейчас к подробной дискуссии на эту тему. Но ощущение у меня такое, что на наш век, как говорится, хватит и на XXI век хватит у нас и лесов, и воды, и ресурсов. Хватит. Нам бы только менталитет поменять и все будет хорошо. Это происходит само собой. Рано или поздно одно мироощущение сменяется другим, и никуда от этого тоже не уйдешь. Рано или поздно представление о том, что все решает барин и что лучше плохо жить при барине, чем хорошо жить на свежем ветре свободы, это представление со временем меняется. То есть количество людей, готовых жить в условиях свободы, в условиях, когда человек распоряжается собой сам, а не ждет распоряжения сверху, со временем число таких людей все равно возрастает. Так устроена цивилизация, любая, это происходит в любой стране. Но требуется время. Это будет и в Китае, это будет в исламском мире, это везде будет, просто медленно.