Спорт меценатских достижений
В Иркутской области каждый год появляются до сотни новых разрядников по пулевой стрельбе – от юношеского до второго взрослого разряда. Наша стрелковая школа считается одной из сильнейших в России, но профессионально этим видом спорта занимаются единицы.
Пулевая стрельба в регионе, как и многие другие виды спорта, оказалась заложником географии: слишком уж дорого обходится повышение спортивного мастерства будущих чемпионов.
Патроны или зарплата
Все 50 лет своего существования спортивно-стрелковый клуб Иркутской области считался кузницей кадров для сборной России. Но если раньше стрелки в Иркутске воспитывались плеядами, теперь тренеры сосредотачивают свои усилия на отдельных спортивных «звёздочках», которые с помощью родителей и спонсоров смогут показать хорошие результаты на российских и международных первенствах.
Например, если бы один из банков в 2007 году не оплатил Никите Полоскову дорогу на первенство России среди юниоров в городе Конь-Колодезь (Липецкая область) – страна бы не узнала, что самый меткий юноша России живёт в Иркутске. Мартовский триумф иркутского винтовочника Дениса Соколова, который установил абсолютный мировой рекорд в стрельбе из пневматической винтовки на чемпионате Европы в Швейцарии, был бы невозможен без спонсорской поддержки до момента зачисления спортсмена в сборную страны.
Несмотря на то, что стрелковый спорт в Иркутской области переживает не лучшие времена, в регионе больше не встречаются прецеденты, когда на четырёх тренеров приходится 8 членов сборной России. Именно столько воспитанников иркутского об-ластного спортивно-стрелкового клуба представляют Россию на международных соревнованиях. В юношескую сборную попали винтовочник Артём Магданов из Ангарска, и три иркутянина: Никита Полосков, Иван Копылов и Юлия Никитенко. Сергей Бережнов и Валерия Кладовикова (воспитанники Галины Корзун) готовятся к сурдоолимпийским играм 2009 года в Тайване в составе олимпийской сборной по стрельбе среди спортсменов с поражением слуха. Заслуженный мастер спорта Денис Соколов поедет на пекинскую Олимпиаду в составе «взрослой» сборной, его брат Александр пока борется за право попасть в неё.
Удалённость Иркутской области от спортивных центров, где обычно проводятся соревнования, сажает на «скамью запасных» множество потенциальных спортсменов, у которых нет возможности оплачивать дорогу на чемпионаты. В активе области есть стрелковые мастера спорта, кандидаты в мастера спорта, международники и перворазрядники, которые регулярно тренируются, но участвуют исключительно в соревнованиях местного значения. Некоторые спортсмены, которые сейчас стреляют «для души» в свободное от работы врем, готовы вновь стать «действующими», купив оружие за свой счёт. Однако вряд ли они найдут деньги на проезд до места соревнования.
Стрелковая школа в Иркутской области – это четыре тренера, на которых держится школа высших спортивных достижений. Заслуженный тренер России Виктор Соколов работает с винтовочниками в школе высшего спортивного мастерства (ШВСМ). Пистолетчики заслуженного тренера России Галины Корзун входят в областную спортивную школу олимпийского резерва. Председатель областной федерации пулевой стрельбы Владимир Хлебников занимается с подростками в детско-юношеской спортивной школе «Россия», Елена Чикишева тренирует винтовочников в ангарской школе олимпийского резерва «Ангара». Деньги на содержание этих спортивных школ закладываются в областном бюджете.
В содержание должны быть включены аренда тира, заработная плата тренера, приобретение спортивного инвентаря и боеприпасов, а также командировки. Реально в полном объёме все вышеперечисленные статьи финансируются только в школе высшего спортивного мастерства и касаются членов сборной России. В областной школе олимпийского резерва средств хватает на зарплату тренера, аренду тира и на оплату некоторых командировок. В детско-юношеской спортивной школе «Россия» финансируется зарплата тренера и аренда тира. В общем, для тренеров вопрос стоит жёстко: либо зарплата, либо патроны.
Оружейная экономия
«Хамерли», «Файнверкбау», «Аншутс», «Домино», «Диана» – оружие для чемпионов выпускают в Германии, Италии и Австрии. Пневматические «стволы», с которыми сборная России выступает на международных соревнованиях, большей частью немецкого производства. Винтовки отечественный производитель не собирает, на российских пистолетах можно приготовить как максимум кандидата в мастера спорта, а патроны, несмотря на большую стоимость, имеют средний уровень качества.
Оружие в большой стрелковой семье покупается под конкретного спортсмена, а затем переходит «по наследству». Винтовки и пистолеты для братьев Соколовых, а также иркутских сурдоолимпийцев Сергея Бережнова и Валерии Кладовиковой приобретались на средства агентства по физической культуре и спорту. Покупку пневматического пистолета для кандидата в мастера спорта Никиты Полоскова спонсировало и вовсе частное лицо. Владелец сети магазинов бытовой техники сам когда-то занимался в спортивно-стрелковом клубе, поэтому очень хорошо понимает ситуацию тренеров.
Если пневматика благодаря спонсорской поддержке всё-таки покупается, материальная база по малокалиберному оружию в Иркутской области остаётся на том же уровне, когда в 1972 году на Поленова,18 открылся стрелково-спортивный клуб РОСТО: морально и материально устаревшее оружие не обновлялось более 35 лет.
Между тем, арифметика успеха в стрелковом спорте прямолинейна, как полёт пули: мастеру спорта требуется 5-6 тренировок в неделю, на каждой из которых он «выстреливает» около 100 патронов. Государство начинает выделять деньги на подготовку спортсмена-разрядника с того момента, как он выполнит норматив первого разряда. До этого времени 12-летний воспитанник, которому требуется 15 патронов на каждую тренировку интенсивностью 3 раза в неделю, фактически занимается на энтузиазме тренера и доброте начальника областного стрелково-спортивного клуба Владимира Гончаренко. Между тем, сам спортивно-стрелковый клуб – организация хозрасчётная. Деньги зарабатывает, сдавая в аренду охранным агентствам 25-метровый тир, в то время, когда он не занят двумя детскими спортивными школами. Боеприпасы для спортивных школ, где бесплатно занимаются дети, организация приобретает за свой счёт, а цены со временем только растут.
Ещё 2 года назад пачка самых дешёвых патронов стоила 80 рублей, сегодня цена начинается с 250 рублей за пачку из 50 штук. Для подготовки начинающих учеников стрелково-спортивный клуб РОСТО использует боеприпасы, предназначенные допризывной молодёжи и курсантам школ РОСТО (ДОСААФ) – последние три года их по приказу Генштаба выделяет Сибирский военный округ. «Допризывных» боеприпасов хватает не надолго, но главное – они есть.
Для тренировок «на Россию» требуются патроны по цене не менее 350 рублей за пачку, подготовка к международным соревнованиям осуществляется боеприпасами стоимостью 400 – 850 рублей за пачку. При подготовке к соревнованиям экономить боеприпасы позволяют электронные стрелковые установки СКАТТ. Два таких устройства приобрело для спортсменов агентство по физической культуре и спорту, ещё одну закупил спортивно-стрелковый клуб.
Слабослышащим спортсменам приобретение боеприпасов частично финансирует областное общество глухих, областные первенства и чемпионаты заложены в бюджете агентства по физической культуре и спорту – так «с миру по нитке» тренеры наскребают необходимый для тренировок минимум оружия и боеприпасов.
Воспитание характера
Впрочем разряду по стрельбе предшествуют несколько лет тренировок. Большинство пришедших в секцию новичков бросают обучение через 2-3 месяца, единицы остаются до конца учебного года. Многие уходят, увидев, что вместо романтики и стрельбы на занятиях приходится тренировать внимание многочисленными упражнениями. Если через полгода занятий в секции остаётся один из пяти воспитанников – для тренера это большая удача. Обычно посещаемость ниже: вокруг слишком много информации, рассеивающей внимание юных стрелков, а этот вид спорта требует сосредоточенности и методичности.
Специфика стрелкового спорта такова, что средний, но трудолюбивый воспитанник достигнет более высоких результатов, чем талантливый лентяй, который наверняка остановится на первом разряде.
Критерии отбора в группы пулевой стрельбы весьма условны: тренеры советуют записывать ребёнка в тир, когда ему исполнилось 12 лет, при этом он должен быть психически здоровым и не обладать заболеваниями, при которых дрожат руки. По большому счёту, не важен даже возраст и зрение, потому что можно надеть очки. Этот вид спорта, как ни один другой, заставляет детей становится самостоятельными, воспитывает выдержку и самообладание.
Среди тех, кто занимался стрельбой в иркутском спортивно-стрелковом клубе, нет преступников. Скорее наоборот, спортсмены-разрядники востребованы в силовых вузах, поскольку являются готовыми инструкторами по пулевой стрельбе. В тир целенаправленно идут люди, собирающиеся поступить на работу в силовые структуры. Здесь же тренируются действующие сотрудники милиции, таможни, федеральной службы безопасности и охранных структур.
С момента набора новой группы перед тренером встаёт сверхзадача – за 4-5 лет воспитать перворазрядника или кандидата в мастера спорта, а после окончания школы убедить воспитанника остаться в спорте. Раньше студенты-разрядники продолжали тренироваться и уже в институте пополняли сборную Иркутской области. Сейчас в большинстве иркутских вузов сохранились только спортивные залы: тиров практически не осталось. Пулевую стрельбу как дисциплину даже убрали из программы Спартакиады вузов. Впрочем, молодёжная олимпиада 2010 года, по мнению иркутских тренеров, сможет возродить былые традиции.