На встречу с гармонией
Хору ИГУ исполнилось сорок лет, но его юношескому задору можно позавидовать.
Это походило на чудо: исполнитель и слушатель были так устремлены друг к другу, что, казалось, зал стал не только слушателем, но и участником действа под названием отчетный концерт академического хора молодежи и студентов Иркутского государственного университета. Свое 40-летие праздновал старейший хор Приангарья, а вместе с ним - и все поколения хористов и преданных слушателей, которые собрались в этот вечер в актовом зале ИГУ. В родных стенах хор звучал особенно свежо, свободно. И это неудивительно: ведь для университета это не простое собрание поющих, это знак его качества, настоящее художественное явление, начало которому было положено в сентябре 1967 года.
История с продолжением
Когда в 1967 году эта семья отправилась из Ленинграда в Иркутск, она ехала «ненадолго». Анатолий Ромащенко и Нина Забелинская были молодыми талантливыми музыкантами, с прекрасным консерваторским образованием, здоровыми творческими амбициями. И глубоко порядочными людьми, не способными пробиваться и приспосабливаться. С таким «недостатком» певице Нине Забелинской было трудно утвердиться на ленинградской сцене, так что, когда ее услышал и пригласил в далекий сибирский город директор Иркутского театра музыкальной комедии, они не раздумывая согласились.
В Иркутске их знания, способности, желание реализовать себя оказались очень востребованными. Практически сразу после приезда ректор ИГУ пригласил Ромащенко на должность дирижера-хормейстера. А еще - преподавательство хоровых дисциплин в училище искусств, театр. И так до конца жизни - успешное сочетание исполнительской работы с педагогической. В «послужном списке» Ромащенко - создание хоровых коллективов не только в ИГУ, но и в училище искусств, в Академии наук. Хоры его многие годы были неоспоримыми лидерами конкурсов, часто становились первыми исполнителями произведений иркутских композиторов, в том числе произведений и самого Анатолия Кузьмича.
Но главной любовью маститого хормейстера всегда был университетский академический хор, состав которого достигал восьмидесяти человек, а основу репертуара составляла классическая хоровая и народная музыка. Под руководством Ромащенко коллектив получил звание народного, самому же Анатолию Кузьмичу было присвоено звание заслуженного работника культуры Российской Федерации.
- Анатолий Кузьмич очень трепетно относился к хору, к своим ученикам. И это чувство было взаимным. Им восхищались, ему все время подражали, - рассказывает Нина Михайловна Забелинская. - А теперь вот десятки его учеников руководят самодеятельными коллективами в Иркутске и Иркутской области и уже сами являются примером того, как надо относиться к делу, к людям, которые тебе доверяют и подчиняются любому мановению твоей руки.
Пятнадцать лет назад болезнь вынудила Анатолия Кузьмича расстаться с хором ИГУ. Но не бросить его. Он перепоручил свое детище молодой выпускнице Петрозаводской академической консерватории Татьяне Ромащенко.
- Сейчас я понимаю, что папа готовил меня к руководству хором задолго до этого момента, - вспоминает Татьяна Анатольевна. - По его совету я поехала учиться в Петрозаводск, где хоровым дисциплинам уделяется особое внимание, потом часами сидела в зале и смотрела, как он репетирует. Мне поручалось разучивание партий, работа с ансамблем хора. И даже когда Анатолий Кузьмич приходил к нам уже только в качестве гостя, он очень ревностно, со свойственной ему требовательностью к качеству исполнения оценивал мою работу. Он был строг в оценках. Лишь много позже я услышала долгожданное: «Я уверен: хор в надежных руках».
Эту уверенность разделяют и в Иркутском государственном университете.
- Такую преемственность можно только приветствовать, - говорит Галина Викторовна Васильева, проректор по довузовскому и дополнительному образованию ИГУ. - Обычно творческий коллектив формируется одним человеком, руководителем, и его замена - катастрофа для коллектива. В нашем хоре замена произошла с минимальными потерями. Как дирижер Татьяна Анатольевна, безусловно, многие методы работы с хором переняла от отца. Но она - совершенно иной руководитель и музыкант, да и время сейчас другое, репертуар включает в себя самые разнообразные по стилю и направлениям произведения. Сегодняшний хор - это ансамбли, класс сольного вокала, это, наконец, победы на хоровых фестивалях в Италии, Чехии, Германии. Согласитесь, о таких гастрольных поездках в советские годы можно было только мечтать.
Этот праздничный вечер останется в памяти представителей как минимум трех поколений хоровых «соплеменников». Здесь можно было увидеть участников самого первого в истории коллектива выпуска - 1972 года. Хор подарил им дружбу. Многие из них не встречаются с однокурсниками, но с друзьями по хору связи не теряют.
Немало в зале было самых юных поклонников этого жанра. Непоседы, они то и дело прорывались на авансцену, на что мой сосед, поседевший уже хорист, реагировал одинаково: «Вот еще один хоренок пробежал».
Талантливая смена растет и в семье самой Татьяны Анатольевны. Восьмилетняя Маша, сидевшая рядом с Ниной Михайловной Забелинской, пожалуй, громче всех поддерживала артистов. Несмотря на скептицизм мамы, темпераментная Маша уже известила родных, что мечтает «руководить хором». Детская мечта, но как она обнадеживает тех, кто надеется побывать, допустим, на 80-летии хора ИГУ…
Хор как знак качества ИГУ
Если творческая династия Ромащенко сыграла для хора ИГУ роль создателей, то его колыбелью стал университет, а крестным отцом - ректор Лосев. Николай Фомич и Анатолий Кузьмич прекрасно понимали друг друга. Каждый в своем деле был асом-дирижером, особенно их сближало понимание, что в процессе руководства мелочей нет.
Николай Фомич поддерживал все новации Анатолия Кузьмича, и такое, бережное и деятельное, отношение к хору в университете стало традиционным. Даже в труднейшие девяностые, когда во всех вузах области самодеятельность была ликвидирована, университетский хор пел и ездил на гастроли. В одном из хоровых капустников девяностых даже были такие слова: «Сквозь годы талонов, проблем перестройки смогли пронести коллектив наш живым». А в 1992 году, в самый разгар перестроечного кризиса, хор при поддержке университета отправился с концертным туром в Германию. Именно тогда его впервые услышали в Европе, именно в то время были заложены основы для многолетней дружбы с зарубежными коллегами.
А вот в нескольких штрихах портрет современного хора ИГУ. Хоровой коллектив - обязательный участник всех наиболее значимых университетских, городских и областных мероприятий. Он также полноправный участник театрально-музыкальных вечеров, к постановке которых под руководством Татьяны Ромащенко привлекаются практически все творческие коллективы старейшего вуза области. У хора широкая гастрольная география, что вряд ли стало бы возможным без поддержки университета и лично ректора Александра Ильича Смирнова.
Его отношение к хору во многом напоминает лосевское: то же охотное движение навстречу творческим инициативам хормейстера, то же поощрение самодеятельной активности студенчества, та же верность духу университета. Кстати, многие знают о поездках хорового коллектива на престижные европейские фестивали, но мало кто знает, что с неменьшим энтузиазмом хористы выступают на местных сценах. Например, в марте они побывали с концертом в Жигалово. По словам ребят, поездка была трудной - все-таки полдня на автобусе ехали, - но интересной.
«Мы все - немного с сумасшедшинкой»
После концерта, когда слушатели обменивались впечатлениями, кто-то заметил, что не только репертуар хора стал другим, но и сам хорист изменился: он стал взрослее и увереннее в себе. Действительно, нынче большинство студентов приходит в хор уже старшекурсниками. Когда эйфория «студенческой вольницы» проходит, надоедают дискотеки и ночные клубы, да и учеба отнимает не так много времени, как прежде. В желании найти что-нибудь для души они приходят в хор и обнаруживают, что только он способен дать то, о чем мечталось: удовлетворение от пения, радость гармонии и общения, дружбу, массу новых впечатлений…
Уникальная атмосфера хора становится родной для совершенно разных людей, в том числе и не университетских. Алена Кузнецова - выпускница другого вуза, и сюда ее привела любовь к пению. Вернее, сначала она пришла за компанию с подругой. Потом, как это часто бывает, подруга исчезла, а Алена осталась. И вот уже десять лет она поет партии для первого сопрано.
- Мне очень повезло, что я открыла для себя хор, - говорит Алена. - Это ведь так здорово, когда людей объединяет любимое увлечение, общие поездки. Мы вместе не только поем, но и проводим свободное время, организуем совместные праздники. Хочется пожелать любимому хору процветания, чтобы он жил еще много-много лет и мы всегда были вместе.
История Оксаны Лобановой для нынешнего состава скорее исключение, чем правило. Она поет в хоре со студенческой скамьи, с самых первых дней учебы на физическом факультете ИГУ.
- Это был сентябрь 1987 года, - вспоминает Оксана, - к нам, первокурсникам, пришел преподаватель и сказал, что будет прослушивание в хор и надо, чтобы были все, иначе вызовут в деканат. На прослушивание я пришла - кому же на первом курсе хочется попасть в деканат, но все мои мысли были заняты танцами: к этому времени я уже успела записаться в танцевальный кружок. Анатолий Кузьмич Ромащенко ни на чем не настаивал, просто пригласил на первую репетицию и добавил: «А там уж сами решите, чем вам заниматься». Вот так, - улыбается она, - я и оказалась в университетском хоре, с которым не расстаюсь уже двадцать лет, с небольшими перерывами на время рождения детей. Их у меня двое: старшему семь, младшему четыре года. Они нередко приходят вместе со мной на репетиции, и я вижу, что им нравится то, что мы делаем. Надеюсь, когда-нибудь и они будут стоять в этом строю. По-моему, петь - это здорово. Жизнь не такая уж радужная, много забот, а приходишь сюда - и все отрицательные эмоции испаряются.
- Оксана, опиши, пожалуйста, типичного современного хориста. Какой он?
- Наш хорист - это радушный, добрый, открытый человек. Он думает не только о себе, но и о других. Мне кажется, все мы - немного с сумасшедшинкой: типичные для хора, но не для нынешней жизни. К нам ведь каждую осень многие приходят на прослушивание, а остаются единицы - люди, по-настоящему влюбленные в музыку, в жизнь.