Незаконное расследование незаконной деятельности? Новый поворот в деле Татьяны Казаковой
В одном из предприятий, принадлежащих ГК "Байкальская Виза", ресторане "Узбекистон", состоялась пресс-конференция Д.Г. Матвеева, президента "Визы", и В.Б. Козыдло, адвоката находящейся в предварительном заключении мэра Листвянки Т.В. Казаковой.
Поводом для мероприятия послужил отказ областного суда удовлетворить кассационную жалобу адвокатов на постановление городского суда, отказавшего в ходатайстве об изменении меры пресечения. Мотивировки суда: тяжесть предъявленного обвинения, возможность вынесения наказания в виде лишения свободы и возможность подзащитной скрыться от следствия.
По мнению адвокатов, эти мотивировки отказа были необоснованны, поскольку билеты на загранрейс были г-жой Казаковой и ее семьей сданы в установленном законом порядке, загранпаспорт изъят следствием, а определение меры пресечения на основании только тяжести преступления осуждается Европейским судом по правам человека. Мотивировка в виде возможного назначения судом наказания также считается недопустимой. В то же время, указал адвокат, судом не были приняты во внимание ни многочисленные почетные грамоты, свидетельства, дипломы и благодарности официальных лиц, подтверждающие добропорядочность подследственной, ни положительные отзывы о ней от жителей руководимого ею поселения, ни семейные обстоятельства, в частности – находящаяся в тяжелом состоянии мать Татьяны Васильевны и оставшаяся без попечительства малолетняя дочь.
Защита намерена обжаловать решение суда в порядке надзора и подать жалобу в Европейский суд по правам человека. Г-н Козыдло сослался на случай из своей практики, когда многочисленные решения судов разной инстанции были, в конце концов, отменены за отсутствием события преступления.
Председатель "Байкальской Визы" г-н Матвеев отметил, что происходящее в рамках отношения бизнеса и власти является абсолютно ненормальным, поскольку именно бизнес создает те отчисления, которые и должны привлекаться властью в регионы. Он напомнил о решении государства остановить отток капиталов из страны. Сегодняшний же пример обращения с "Визой" ставит все с ног на голову, сказал он, поскольку заставляет бизнес задуматься о более безопасных регионах вложения заработанных денег. Явно такая атака со стороны прокуратуры связана с некими политическими событиями.
Что касается запрещенных к эксплуатации объектов, добавил г-н Матвеев, то решение прокуратуры поспешно, и пресс-конференция по закрытию "Версаля" была созвана, видимо, с целью создать панику. На самом деле недочеты по этому объекту можно было сдать без закрытия, но создана ситуация, когда прокуратура давит на Стройнадзор, чтобы он не принимал здание, так что возникает порочный круг. Он также выразил уверенность в том, что у "Маяка" все необходимые документы есть, и сообщил, что отель работает уже два года, никаких нареканий до сих пор не было. Сказать же что-либо конкретное по предъявленным замечаниям сейчас г-н Матвеев не может – нужно восстановить изъятые следственной группой документы, а сам он в этих вопросах не специалист. О торгово-развлекательном центре на 12-м километре речи пока быть вообще не может, поскольку он в эксплуатацию еще не сдан, а то, что говорилось о его работе, относится к уже завершившемуся "пробному запуску" для оценки востребованности.
Что же касается предъявленного г-же Казаковой обвинения о заключении договора без конкурса, то, отвечая на вопрос о влиянии ареста мэра на ситуацию в Листвянке, г-н Матвеев выразил уверенность: обвинение это необоснованно. Эту же мысль продолжил и развил г-н Козыдло, показавший собравшимся представителям СМИ копии предоставленных суду документов о проведении конкурса, а также сообщивший и о публикации условий этого конкурса в местной газете – в полном соответствии с законом. По поводу предъявления этого обвинения, заключения в связи с ним г-жи Казаковой на 60 суток и ведущихся следственных действий г-н адвокат выразил глубочайшее недоумение. По процессуальному кодексу в подобных случаях предусмотрено предварительное получение разъяснений от подозреваемого лица, рассмотрение всех доступных доказательств и только потом – такие действия, как взятие под стражу. На сегодня же, по словам г-на Матвеева, "самого-то преступления по сути нет... Человек сидит по чьей-то воле... На самом деле есть причины всего происходящего... Возможно, политическая деятельность, возможно – чьи-то амбиции". О происходящем следствии говорилось, что пример г-жи Казаковой доказывает предпринимателям: бизнес в России не защищен, что подтверждают, к сожалению, еще и звучавшие во время обыска угрозы. В доказательство же твердых намерений гг. Казаковой и Матвеева оставаться в России и работать на ее благо снова упоминались увеличение бюджета Листвянки, созданные рабочие места, построенные объекты.
По вопросу об условиях содержания Т.В. Казаковой г-н Козыдло сообщил, что по отношению к его подзащитной допускалось психологическое давление: с 1 по 3 апреля адвокат не мог получить к ней доступа, поскольку она, по словам работников СИЗО, находилась "на этапе", то есть препровождалась куда-то для проведения некоторых следственных действий. Как выяснилось позднее, "этапирование" состояло в препровождении г-жи Казаковой в специальный бокс временного содержания, где она и была вынуждена стоять с 9 до 17 вечера в ожидании вызова к следователю, который ее в эти дни так и не вызвал. На жалобы адвоката и подследственной по этому поводу ответ так и не получен. Кстати, с момента задержания (с 28 марта) общее время допросов составило всего около трех часов. Кроме того, при помещении подзащитной г-на Козыдло в камеру, на дверь были установлены еще два замка и дополнительная металлическая решетка.
По словам адвоката, сейчас г-жа Казакова находится в специализированном медицинском учреждении на обследовании по поводу подозреваемых у нее заболеваний, получает все необходимое, имела возможность выписать журналы и литературу, выглядит, с условием сложившихся обстоятельств, хорошо. В целом г-н Козыдло не исключает, что в итоге судебного разбирательства его подзащитной могут инкриминировать все, что угодно, вплоть до коррупционных связей с ушедшим сейчас в отставку Тишаниным, чтобы защитить чью-то "честь мундира", учитывая нарушения уголовно-процессуального кодекса. Эти нарушения заключаются в самом проведении задержания, в несоблюдении порядка совершения следственных действий, в неконкретности предъявляемых обвинений, в неознакомлении подследственной и ее адвоката с составом оперативно-следственной группы.
Г-н Матвеев еще раз остановился на последствиях возбужденного дела и сопутствующих обстоятельствах. Он напомнил про выступления президентов Путина и Медведева в поддержку малого бизнеса - вплоть до предложения отмены различных проверок: "волевым образом принять такое решение и их (проверки) запретить". История с "Байкальской Визой", по словам г-на Матвеева, показывает совсем обратное: "наезд по всем фронтам".
По словам президента "Визы", следующим шагом компании должно было стать благоустройство берега Байкала в пределах Листвянки и создание настоящего порта как завершающего штриха благоустройства поселка. Для проекта уже привлекались специалисты из Питера. Предполагалось строительство новых волноломов и набережной, с современными коммуникациями под дорогой, лестниц, спусков к воде – как в Питере. Сейчас этот проект "повис".
В завершение встречи г-н Козыдло сообщил о появлении у адвокатов г-жи Казаковой "свиты", следующей за ними повсюду, а также о начале прослушивания сотовых телефонов. Последний факт был проверен господами адвокатами: по телефону одному из них г-н Козыдло "напомнил" о необходимости передать подзащитной записку при посещении, в результате адвокат подвергся досмотру и вынужден был писать объяснительную.
Адвокат Т.В. Казаковой и руководитель ГК "Байкальская Виза" выразили возмущение произволом отдельных служб, творящимся на фоне объявленного на государственном уровне строительства правового государства, и уверенность в том, что инкриминируемого ей преступления Татьяна Васильевна не совершала.