Отстающий лидер. Приангарье еще не готово к привлечению крупных инвесторов
По заверению региональных чиновников, по итогам 2007 года Иркутская область стала одним из наиболее инвестиционнопривлекательных регионов России.
Общий объем инвестиций в основной капитал Приангарья в прошлом году составил 122,4 млрд. рублей, что превысило показатели 2006 года в 1,5 раза, а 2005 – в 2,6 раз. При этом, по мнению властей, объемы инвестиций в Иркутской области будут расти и дальше. Независимые эксперты настроены не столь оптимистично. Они считают, что нынешний инвестиционный взлет региона может быть только временным явлением.
Сомнительное лидерство
По данным областной администрации, общий объем инвестиций в Иркутской области в основной капитал в 2007 году составил 122,4 млрд. рублей, что превысило значения 2006 года почти в 1,5 раза, а значения 2005 года в 2,6 раза в сопоставимых ценах. По этим показателям, рассказал «ВФ» директор департамента инвестиционного развития и национальных проектов Иркутской области Андрей Пуцик, по итогам прошлого года Приангарье заняло лидирующее положение среди регионов Сибирского федерального округа, став одновременно «одним из наиболее инвестиционно-привлекательных регионов Российской Федерации». Кроме того, как отмечают в департаменте инвестиционного развития, «по привлечению внебюджетных инвестиций в расчете на одного человека Иркутская область в 2007 году находилась на 14 позиции среди регионов Российской Федерации, опережая Санкт-Петербург и Москву.
Директор департамента программ развития и инвестиционных проектов Фонда регионального развития (ФРР) Иркутской области Николай Потороченко более сдержан в своих оценках, считая, что, в целом, Приангарье скорее где-то посередине среди субъектов СФО. «Мы существенно отстали от своих соседей — Красноярского края. Большой рывок вперед произошел у Томской области, сделавшей упор на свой научно-инновационный потенциал», — отметил Николай Потороченко. Активное развитие в инвестиционной деятельности, по его словам, отмечается и в Якутии, Читинской области, Республике Бурятия. При этом одна из причин такого отставания Приангарья — недостаточный уровень готовности региона к приходу инвесторов. «К примеру, Красноярский край во многом выигрывает за счет оперативности — между возникновением идеи, принятием властями решения по этому вопросу и претворением проекта в жизнь проходит минимальный отрезок времени», — считает представитель ФРР.
Еще более скептически настроен заместитель председателя комитета по собственности и экономической политике Законодательного собрания Иркутской области Юрий Фалейчик. По его оценкам, Иркутская область и вовсе является наиболее отсталой в СФО, в том числе и в плане создания условий для инвестиций и готовности к привлечению инвесторов. Он считает, что нынешний инвестиционный взлет в регионе — явление временное, связанное, прежде всего, с идущим на территории Иркутской области строительством трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». «Однако, — отмечает депутат, — работы на территории нашего региона уже идут к концу, а значит, объемы инвестиций сократятся».
Радужные перспективы
Между тем, как сходятся во мнении все эксперты, потенциал для дальнейшего наращивания объемов инвестиций у Иркутской области значителен. Так, по словам председателя комитета по бюджету областного парламента Геннадия Истомина, привлечению денег в регион могут способствовать его природоресурсный, инфраструктурный, производственный, инновационный и туристический потенциалы.
Господин Пуцик также считает, что в нашем регионе есть «большой задел по разработке месторождений полезных ископаемых (прежде всего по таким направлениям, как добыча нефти, газа, золота, никеля и железной руды), глубокой переработки лесных ресурсов». Импульс к развитию газохимии и новых технологий электро - и теплогенерации должна дать реализация проекта газификации региона. Также он убежден, что по-прежнему одним из наиболее инвестиционно-привлекательных направлений будет оптовая и розничная торговля (строительство торгово-развлекательных центров, транспортно-логистических комплексов, складов). Кроме того, ожидается увеличение инвестиций в развитие производственной инфраструктуры, прежде всего связанной с газификацией Иркутской области и реализацией проекта ОАО «Иркутскэнерго» по комплексному развитию электрических сетей на севере области.
Значительный объем инвестиций ожидается в металлургии в связи со строительством Тайшетского алюминиевого завода и реализацией проекта по созданию горно-металлургического комплекса ООО «Сибирская металлургическая компания».
Также в администрации области отмечают, что создание на Байкале особой экономической зоны туристско-рекреационного типа обеспечит увеличение инвестиций в туристической сфере.
Николай Потороченко также отмечает промышленный потенциал региона — в частности, по его мнению, стоит серьезно учитывать возможности существующих машиностроительных заводов. По его мнению, на их базе, несмотря на сегодняшний упадок, можно создавать крупные сервисные центры для техники и оборудования инвесторов, приходящих в наш регион для освоения тех или иных территорий.
Еще одно из перспективных направлений для инвестиций, которое отметил господин Потороченко, это строительство. «С одной стороны, речь идет о производстве очень востребованных сегодня в регионе строительных материалом. И в этом заинтересованы не только внешние инвесторы, но и работающие сейчас в Приангарье строительные компании, нуждающиеся в собственной производственной базе. С другой стороны, речь может идти об инвестициях в коммерческую недвижимость», - отметил Николай Потороченко. По его мнению, это направление будет особенно актуальным, если в Иркутской области будет реализован проект агломерации трех городов.
Юрий Фалейчик, напротив, относит агломерацию исключительно к социальным, а не к экономическим проектам. По мнению депутат, достаточно реальной перспективой для нашего региона можно считать только вложение крупных денежных средств и добычу и первичную или углубленную обработку полезных ископаемых и древесины. «Да, теоретически сегодня в Иркутской области можно разместить любые производства, но практически в ближайшее время реальное экономическое развитие региона может происходить только на основе первичной и вторичной переработки сырья, а значит – освоения природных ресурсов», - убежден господин Фалейчик.
Он отметил, что в Восточной Сибири находится одна из крупнейших в мире газоносных провинций, более того, и центр добычи нефти, по мнению депутата, со временем переместится из Западной Сибири в Восточную. Среди перспективных в инвестиционном плане месторождений в нашем регионе он отмечает залежи калийных солей — ресурса, на основе которого можно производить минеральные удобрения; магнезиты; марганец; редкоземельные металлы; нефелин — сырье для производства глинозема, необходимое в алюминиевой промышленности; никель и медь. «Например, в Саянах огромные залежи — там если не вся таблица Менделеева, то уж половина ее точно, — отмечает депутат, — причем в объемах, достаточных для крупной промышленной разработки».
Геннадий Истомин, говоря о сырьевом потенциале региона, также отмечает высокие запасы золота — особенно на месторождении Сухой Лог, где прогнозные запасы составляют порядка 2 тыс. тонн. Он убежден, что к этому месторождению достаточно высокий интерес инвесторов, чтобы в скорейшем времени решился вопрос выдачи лицензии на его разработку. Также он напомнил о нескольких приоритетных инвестиционных проектах по созданию предприятий по глубокой переработке древесины и производству продукции из нее.
Много причин одного отставания
Однако, несмотря на большой потенциал региона, сегодня инвесторы не слишком торопятся идти в Иркутскую область. Господин Фалейчик считает, что пока на территории Приангарья реализуется крайне мало крупных проектов. Помимо строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», депутат называет законченное строительство пятой очереди Иркутского алюминиевого завода, начинающееся строительство алюминиевого завода в Тайшете, техническое перевооружение Ангарской нефтехимической компании, перспективный проект расширения Ангарского электролизного химического комбината под потребности Международного центра по обогащению урана.
В администрации Иркутской области к реализуемым крупным инвестиционным проектам также добавляют разработку Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения, средства, вложенные ОАО «РЖД» в реконструкцию и развитие железнодорожного хозяйства, модернизацию подвижного состава, строительство завода по производству гипсокартона и сухих смесей Knauf в Нукутском районе. Помимо этого, по словам господина Пуцика, ОАО «Иркутскэнерго» с каждым годом увеличивает свою инвестиционную программу, а в химической промышленности крупный проект осуществляет группа «НИТОЛ», создающая на базе ООО «Усолье-Сибирский силикон» центр развития солнечной энергетики.
Господин Фалейчик называет несколько причин того, почему, по его мнению, в нашем регионе пока недостаточная инвестиционная активность. Одна из них — это недостаток кадров, как высокопрофессиональных, так и простых рабочих. «Сейчас наш регион ничего не может предложить интеллекту, нуждающемуся в применении, — отмечает он. — Поэтому люди отсюда уезжают — кто в Москву и Санкт-Петербург, а кто — за границу: в Европу, США, Новую Зеландию, Австралию».
Кроме того, Приангарье, по его мнению, не готово к инвестиционному буму с точки зрения геологоразведки. «В советское время специализация между территориями распределялась очень четко, например, нефть добывали в Западной Сибири, газ — на Ямале, уран — в Казахстане и Чите, алмазы — в Якутии, — рассказывает он. В Иркутской области добывали золото и уголь, это умели делать очень хорошо и эти направления активно развивали, однако, когда обнаруживались залежи других ископаемых, они даже не оформлялись в месторождения, не доразведывались». В результате сегодня возникают существенные трудности в обеспечении достоверной информацией потенциальных инвесторов.
Кроме того, полноценному инвестиционному расцвету Приангарья, по словам парламентария, мешает и отсутствие программы развития Иркутской области с точки зрения освоения инвестиционно-привлекательных территорий. Господин Фалейчик отмечает, что подобные программы есть и активно реализуются в большинстве соседних субъектов РФ. Наш же регион является наиболее отсталым в этом плане. Недостаточно эффективную государственную политику в плане привлечения инвесторов отмечает и господин Потороченко.
Правила игры – в первую очередь
По мнению господина Потороченко, прежде всего сейчас необходимо «определить основные правила игры». То есть дать возможность потенциальным инвесторам составить себе четкое представление — какие ресурсы наш регион может предложить, на каких правовых условиях, с какими льготами и обременениями. Также необходимо определить приоритетные направления развития и группы проектов. Это все, по мнению Николая Потороченко, должно быть учтено в разрабатываемой сейчас среднесрочной программы социально-экономического развития Иркутской области. Он считает, что этот документ будет принят вскоре после того, как в регионе решатся вопросы с новыми составами исполнительной и законодательной властей. Также он считает необходимой модификацию регионального законодательства с учетом преференций для инвесторов и создания наиболее комфортных стартовых условий. «Бизнес нельзя заставить — деньги идут туда, где дадут отдачу», — отмечает господин Потороченко. И Иркутская область, по его мнению, должна суметь доказать, что здесь отдача будет оптимальной.
«Большинство месторождений не являются легкодоступными, чтобы привлечь туда инвесторов, необходимо создать инфраструктуру — автомобильные и железные дороги, линии электропередач и так далее, — дополняет Юрий Фалейчик. — И это уже должно быть задачей государства, заинтересованного в экономическом развитии региона, а значит — и в улучшении уровня жизни его жителей». По его мнению, именно здесь и должно зарождаться государственно-частное партнерство, когда инвесторы вкладывают деньги и развивают производство, а государство создает условия для привлечения инвестиций и обеспечения современных условий жизни рядом с новыми производствами.
Также, по его мнению, на государственном уровне должна решаться и проблема рабочей силы. «В советские времена это решалось с помощью районных коэффициентов, бронирования жилья, длительных отпусков, — отметил депутат. — Сейчас подобные меры не помешали бы».