Смех и слезы Рунетии
Исследование явления, анализу не поддающегося.
Население Рунетии молодо и энергично, его средний возраст равен 31 году. Оно имеет повышенный в сравнении со среднестатистическими россиянами интеллект — почти три четверти получили высшее и среднее специальное образование. И, следовательно, от него следует ожидать прорыва в областях человеческой деятельности, требующих напряжения мозгового вещества. Не только в блогосфере, где мы уже впереди планеты всей по части выворачивания наизнанку не только быта, но и физиологии. Вот ведь глянешь одним глазком в телевизор, нарвешься на милые проказы Петросяна и компании, и становится ясно, кому все это адресовано. К счастью, монитор — не телевизор. Если обитателям Рунетии и хочется низового юмора, то они получают его в чистом народно-скоморошьем виде, без эвфемистических подмигиваний: все части тела, все естественные отправления называются своими именами.
Королем этого жанра является orlusha, востребованный не только в Сети, но и на корпоративах. Ничего удивительного: и тут, и там одна и та же публика — все 31-летние, все без советских комплексов.
Однако не это является базовым юмористическим контентом, в котором индивидуальное творчество, представленное авторскими произведениями, занимает весьма скромное место. Если оно и есть, то это не здешнее, а произведенное в России и занесенное в Рунетию ложными представлениями об идентичности этих двух стран. Таковы сайты Жванецкого, Иртеньева, Вишневского, Шендеровича.
В период младенчества Рунета, когда в нем обитали в основном продвинутые в отношении технологии HTP энтузиасты, Сеть наполнялась именно этим продуктом, авторским. И, естественно, весьма специфическим, поскольку то был юмор для своих, шутили исключительно по поводу скринсерверов, баннеров, тегов и безмозглых сисадминов. Все это присутствовало на сайтах знаменитых сетевых юмористов Алекса Экслера и Леонида Каганова. Сейчас они по инерции числятся в юмористическом разделе «Яндекса» каталога, однако веселые рассказики в них находятся в поросших мхом архивах. Разве что Экслер продолжает собирать всяческие забавные сетевые и бытовые несуразности. Типа плаката «Яйца Синявские, особо крупные. Дай Бог каждому к Пасхе!» Или табличка «Шашлыки всех видов» рядом с дверью зоомагазина. Есть подлинные шедевры неведомых авторов, как, например, аннотация к кинофильму:
«Свадьба бурятского чабана Батыра завершилась крупной неудачей — невесте отрубили голову, а сам Батыр был арестован сельским милиционером Жададыком. В тюрьме Батыр знакомится со шведским порнокоролем Свеном, который отсиживает срок за развратные действия во время Олимпийских игр в Москве. Швед открывает Батыру страшную тайну пришельцев-роботов. Отсидев, Батыр поступает на работу в милицию. Но воспоминания о погибшей невесте не дают спокойно спать молодому милиционеру. Что же делать? Конечно, искать виноватых и мочить их без жалости. В этот драматический миг пришельцы наносят коварный удар в виде терминатора, запрограммированного на убийство людей. Но это семечки для человека, прошедшего школу жизни в бурятской тюрьме…»
И это генеральная тенденция Рунетии, где мы говорим «юмор», а подразумеваем всевозможные шутки, приколы и одноходовые пародии. Это касается и вербальной формы, и визуальной: роликов со всяческими конфузами, фотомонтажей, флеш-мультиков. Не случайно авторитетный конкурс высших достижений отечественного интернета РОТОР, проводящийся Международным союзом интернет-деятелей (не путать с попсово-прокремлевской Российской Академией Интернет), уже несколько лет подряд лучшими в номинации «Юмор» называет сайты, на которых собирается «смешная правда жизни». Последний призер — «Цитатник Рунета» (http://bash.org.ru), представляющий собой ленту цитат, которую на анонимной основе и без копирайтных ссылок заполняют все желающие. Приколы, например, такие: «Участковый печатает, а я на монитор смотрю: «Утерянные вещи… МедицЫнская карта». Комп ему подчеркнул слово «МедицЫнская», тот в ступоре смотрит, че такое. И что же он сделал?! Нажал правой кнопкой мыши и вставил в словарь!!!»
Победивший в прошлогоднем конкурсе сайт «Подслушано в России» уже стал подобен воздушному шарику, который сдулся через неделю после праздника. Последнее сообщение в нем датировано концом мая.
И это симптоматично для Сети. Если уж Россия обрела черты общества потребления, то для Рунетии это справедливо вдвойне. Здесь стремительно и постоянно обновляется не только контент, но и сама среда, в которую он закачивается: усовершенствуются процессоры, серверы, операционные системы, программные приложения, увеличивается пропускная способность информационных каналов. Все вчерашнее воспринимается как нечто недостойное и постыдное. Как, ты еще не завел себе блога? Ну ты и тормоз! Ты читаешь этот отстой, хоть время уже ушло вперед на целый месяц?! Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Рунетии не в чести авторские произведения. Бесконечная, как хайвей, лента жизни — вот что заслуживает внимания. Лента, насыщенная забавными приколами. Собственно, в таких условиях и сам человек является скоропортящимся продуктом.
И еще один симптоматичный момент. В мире вещей, то бишь в обществе потребления, слабо проявлены этические оценки. Поскольку они неформализуемы в отличие от стоимостных и потребительских оценок. Это распространяется и на сетевой юмор, когда он (крайне редко) затрагивает что-нибудь социально-политическое. Каждый из персонажей имеет какие-то забавные черты, и над каждым можно подтрунить. Не над его политическим контентом, а над манерой говорить, почесывать за ухом или косолапить. Из всего этого рождаются такие уродливые сервильные явления, как «Владимир Владимирович» некоего Кононенко, которому в прошлом веке еще можно было подать руку. А жители Рунетии хавают это за милую душу: прикольно же. И их, красивых, энергичных, 31-летних, вполне можно понять. Они живут в свободной Рунетии, где существуют неограниченные возможности для самореализации, поскольку нет ни цензуры, ни мордоворотов с дубинками.
В заключение хотелось бы напомнить о том, что не существует правил без исключений. Таковым исключением является мультсериал про Масяню Олега Куваева — явление хоть и не первой свежести, но абсолютно шедевральное: и смешное, и грустное, и приземленное, и возвышенное. Одним словом, энциклопедия современной русской жизни.