Байкальский экологический кворум
В защиту Байкала на этой неделе выступали все, кому не лень. Представители федеральной и региональной власти, политики, учёные и возбуждённая общественность ратовали за спасение «жемчужины Сибири».
Они митинговали на улице и собирались в «Сером доме», предлагали закрыть промышленные предприятия и приступить к строительству туристско-рекреационных особых экономических зон (ОЭЗ) на Байкале. Однако бурные волнения за судьбу «хрустальной печени Земли» ничем не кончились. Принципиальных решений участникам движения принять не удалось. Отчаявшись, они возложили миссию по спасению озера на союз медведей и нерп.
Против кого дружат
Тайная связь медведя и нерпы стала очевидна ещё в понедельник в историко-этнографическом музее «Тальцы», где встречали вип-гостей Байкальского экономического форума (БЭФа). Во время экскурсии участников развлекал аниматор, ряженный в медведя, а со сцены их поприветствовала нерпа. Развитие отношений медведя и нерпы иркутяне наблюдали во вторник на митинге против Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК). Защищать Байкал по старой традиции пришли все, кому не лень. Не лень в этот день было 300–500 горожанам. На площади гуляли бабушки-коммунисты, «зелёные». Два мрачных активиста «Другой России» держали плакат: «Байкал – наш Сталинград», но никто у них жизнь за озеро почему-то не попросил. Как заявил с трибуны литератор по фамилии Платонов, «люди, верующие в Бога, делегировали нам право защищать Байкал. Кстати, их нет с нами».
Зато на митинге были озвучены истинные причины ухода губернатора Александра Тишанина. «Вы помните прошлого губернатора?» – задала вопрос сопредседатель «Байкальской экологической волны» Марина Рихванова. Народ нестройно загудел, припоминая. «Мы же его допекли, он стал хлопотать за Байкал, и что ж последовало? Его тут же попросили уйти», – объявила она. На месте врио губернатора Игоря Есиповского нужно быть осторожным, у иркутских экологов длинные руки. И «волшебные фломастеры». Экологи презентовали «новый исторический фломастер», который собираются отправить президенту Дмитрию Медведеву, чтобы тот «продолжил славную традицию и убрал зловонный комбинат».
По мнению Марины Рихвановой, проблема с трудоустройством жителей Байкальска уже решена. Как только БЦБК будет закрыт, на озере «можно будет заготавливать великолепную землянику». А лидер местных «зелёных» Евгений Колмаков и вовсе заявил, что ему БЦБК мало, пусть будет закрыто всё «промышленное» вокруг Байкала. «Этот гнойник, эту язву нужно выкорчевать», – добродушно резюмировал депутат Законодательного собрания Иркутской области Антон Романов. «Оглянитесь назад – вот он, пример непорядочности власти», – крикнул с трибуны художник Олег Костовский. Сзади была «Единая Россия». В количестве семидесяти ряженых медведей, двадцати нерп и нескольких десятков знаменосцев. Косолапые затеяли неслабую массовку, закрыв бурыми телами и стягами экологов. «Рекламная акция «Единой России» идёт», – задумчиво говорили прохожие, глядя, как лихо отплясывают на холоде косолапые. На вопрос «Конкурента» «А кто вам костюмы шил?» звери хором закричали: «Путин, Путин!».
У каждого медведя был свой мотив защитить Байкал. «Мы каратисты, нам тренер сказал. Тока ему не говорите, убьёт», – признались обнявшиеся нерпа и медведь. «Нас знакомые из «Единой России» попросили флагом помахать», – заявила школьница. «Чисто по желанию пришли», – сказала студентка политеха. За час «чистого желания» ей заплатят 300 рублей. «Мы ещё на концерте плясали, так что 700 рублей у меня уже есть, а до конца кампании тысячи полторы заработаю», – улыбнулась она. «Нерпа и медведь – команда Путина! Да! Да! Закрыть БЦБК!»– скандировали мишки. «Раз закрыл БЦБК, два закрыл БЦБК… Простатит наверняка», – тихо произнёс рядом белый медведь, притопывая от холода. «А после выборов на митинг придёшь?» – поинтересовались мы. «Сколько надо, столько и приду. Кстати, когда его закрывают?» – «К 2013 году». – «Ничего себе, как долго!»
Рассказать за 60 секунд
Организаторы митинга попробовали довести свою резолюцию до участников БЭФа. Хотя временно исполняющий обязанности губернатора Игорь Есиповский заранее выразил уверенность, что «большинство участников форума поддержат его позицию». «Это позиция здравого смысла. Митинговать можно сколько угодно, но это не решит проблем. Пусть каждый занимается своим делом», – сказал Есиповский. Тем не менее на «круглом столе» в среду Марина Рихванова попросила дать ей слово. «У вас будет ровно одна минута», – предупредил её ведущий заседание член Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Бато-Жаргал Жамбалнимбуев. Рихванова сообщила, что экологи и иркутская общественность требуют разработать и принять программу по ликвидации БЦБК. «Вы действительно почти уложились в одну минуту», – сказал Жамбалнимбуев.
Временными рамками были ограничены даже учёные. Академик РАН Михаил Грачёв заметил, что организовать выступления можно было иначе. По традиции поддержав БЦБК, учёный отметил, что правительство планирует запретить захоронение и сжигание отходов на берегу озера. «Это не позволит продолжать работу БЦБК. Ну, коли уж государство решило ликвидировать комбинат, хотя, по моему мнению, он имеет право на существование, то надо разработать программу по ликвидации последствий закрытия», – сказал Грачёв. За отведённые минуты учёный секретарь научного совета СО РАН по проблемам охраны Байкала Ирина Максимова успела предложить областной администрации сделать бизнес-план по ликвидации БЦБК. Максимову выслушали, однако вписать предложения в рекомендации «круглого стола» позабыли.
Участники заседания в «Сером доме» в целом остались довольны БЦБК. Даже несмотря на то, что намеченный на тот день торжественный перевод на замкнутый цикл был отложен на 29 сентября. По информации пресс-службы БЦБК, изменение сроков связано с необходимостью проведения дополнительного тестирования всех производственных систем. «Мы хотим добиться более качественных производственных показателей», – сказали в пресс-службе. «Сброс сточных ввод в Байкал прекращён пятого сентября», – отрапортовал на «круглом столе» заместитель директора по экологии ЛПК «Континенталь Менеджмент» Андрей Колесниченко. Как справедливо заметил директор Института географии Сибирского отделения РАН Александр Антипов, это не решает проблемы существования БЦБК на берегу озера. Тем более в связи с планами по развитию туризма. «Я понимаю, что есть химические, физические загрязнения, но меня больше волнует эстетическое, или ландшафтное, загрязнение территории. Не знаю, как воспринимают эти картинки в области, но иностранцы, когда их видят, отказываются ехать отдыхать сюда», – заявил учёный.
ОЭЗ вот такой ширины
Тему БЦБК и Байкала митингующие пытались всячески связать с БЭФом. В листовках они предупреждали: «Земляк, в этот момент проходит Байкальский экономический форум, на котором большой бизнес и власть решают, как им лучше поделить Байкал». Организаторы мероприятия предложили перенести ОЭЗ с площадки в селе Большое Голоустное в город Байкальск. Включение в зону площадок в Слюдянском и Ольхонском районах поддержали областная администрация и Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ). «Это места, куда стремятся туристы и где природа располагает», – со знанием дела заметил Игорь Есиповский. Глава РосОЭЗ Андрей Алпатов добавил, что Иркутская область, конечно, заинтересована в расширении зоны, так как «чем дольше турист находится на территории зоны, тем больше денег здесь оставляет».
Впрочем, обширные планы вряд ли будут реализованы до 2012 года, заявил заместитель руководителя РосОЭЗ Дмитрий Федоткин. «Чтобы расширить границы зоны, потребуется изменить постановление правительства, которое предусматривает создание ОЭЗ в Большом Голоустном, но это можно сделать только по итогам нового конкурса. Не факт, что Иркутская область в нём победит», – сказал он. Федоткин добавил, что для начала региону следовало бы доделать проект планировки зоны и приступить к подведению инфраструктуры на утверждённую площадку. По графику разработка документов закончится в феврале 2009 года, а первые объекты начнут строить летом. Только после этого можно будет говорить о конкретных инвесторах, отметил заместитель генерального директора ОАО «ОЭЗ» Константин Жаботинский. В этом вопросе Иркутская область далеко позади своего соседа. «В Бурятии уже достигнуты серьёзные договорённости с крупными девелоперами, которые разрабатывают проект плана планировки бурятской ОЭЗ под себя. Они уже реализовали ряд проектов в Алтайском крае», – сказал Жаботинский.
Виртуальные итоги
Недельные страсти по Байкалу не завершились ничем. Торопясь завершить заседание «круглого стола», Бато-Жаргал Жамбалнимбуев сообщил, что «не считает возможным сейчас подводить итоги». Все вопросы член Совета Федерации предложил задать кулуарно, а рекомендации «сформировать в единый текст и разместить на сайте Байкальского форума». В итоге в сети появились предложения по принятию ряда федеральных законов о Байкале и внесению изменений в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающих наказания за правонарушения, наносящие вред озеру Байкал. Кроме того, участники предложили определить правовой статус объекта Всемирного наследия. Однако о намерениях отправить рекомендации «круглого стола» дальше официального сайта БЭФа никто из официальных лиц не гарантировал.